Просмотров: 198
Этимология Вулкана-Везувия.
«Интересно еще и то, что у Аппиана, который (традиционно в середине 2 в н.э) описывал гражданские войны в Др. Риме, в том числе восстание Спартака, который со товарищи лет за 200 до того укрывался на горе Бесбион (т.е. на Везувии), ничего нет, если не ошибаюсь, об извержении 79 г. Писал Аппиан по-гречески. В его времена звука "v" в этом языке никак быть не могло. Неужно он пытался по-гречески хоть как-то передать ЛАТИНСКОЕ название Везувия, поскольку по-гречески Бесбион ничего не означало (в отличие от Этны)? Но, еще раз обращу внимание, что при греческой топонимике местности вокруг Везувия откуда у этой горы взялось латинское название? Отбросим на время окончание -us, имеем - Vesuvi(+ возможное o), а при практической неразличимости тогдашних латинских "u" и "v", это нечто типа "уэзууи"(о), вернем окочание - "уэзууиус". И что это по-латыни?
P.S. И даже на надписях по-латыни в 15 в. V от U отличалось проставлением точки за буквой...» - писал Я. Кеслер на одном из интернет-форумов.
Если брать за основу латинское происхождение названия Везувия – Бесбиона, то можно предположить, что название Везувия связано с его двуглавостью. Bisbivius, bivius = двухколейный (Для сравнения и аналогии: Византия -Bisantium = дважды древний, давнишний, предыдущий?).
Или же, возможно, Bisbion/ bis bina - 2x2 = дважды два. Умножение - это то же сложение, а как известно, Summa (Somma) - ещё одно, местное, название Везувия. Другой этимологии этого слова не наблюдается ни в латинском, ни в итальянском языках.
Вполне возможно, что к названию вулкана имеет некое отношение и библейско-иудейский Вельзевул (Веельзевул, Вельзебуб, Вельзевуб, Веельзебут, Баал-Зебуб) — великий демон, столь высокопоставленный и могущественный, что его нередко принимают за верховного вождя Адских сил вместо Сатаны. В действительности Вельзевул - вторая фигура в Аду, ближайший соратник и соправитель Сатаны-Люцифера. В переводе его имя означает "повелитель мух" (вулканический пепел?). В приступе гнева он изрыгает огромные потоки воды и воет по-волчьи, что весьма похоже на поведение Везувия во время извержения.
Отсюда Везувий - не что иное, как трансформированное название бога подземного мира:
"ВЕЙОВИС, ВЕДИОВИС, ВЕДИУС (рим.) - «не-Юпитер» - римский бог подземного мира, иногда представлялся как Юпитер подземного царства. В. был покровителем рода Юлиев, из которого происходил Юлий Цезарь, основатель первой императорской династии. В. изображали безбородым юношей, со стрелами в руках, с козой у ног."
(Мифологический словарь: ок. 1800 статей / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
Известно, что греки произносили имя Иовис, как Зевс Ζεύς, производя его от своего глагола зао (живу). Так, что латинское Ве-иовис, в греческом варианте звучало как Ве-зевс, откуда до Везувия - один шаг. Кроме того, одним из многочисленных эпитетов Зевса является "Велхан", как на монетах с петухом из Феста.
см. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.128
Но слово "Велхан" негреческое и, скорее имеет этрусское происхождение. Велхан, как бог природы и Ада, почитался не только минойцами на Крите, но и этрусками в транскрипции «Вулкан».
см. Немировский А.И. Этруски: От мифа к истории. М., 1982. С.203
(см. также Herbert Jennings Rose, "Vulcano" in Dizionario di antichità classiche. Torino, San Paolo, 1995)
Греческому Гефесту соответствовал этрусский бог Сефланс, почитавшийся в местах развития рудного дела и металлургии. К кругу Сефланса относился и Велхан, соответствовавший древнейшему критскому богу Фелха-ну, запёчатлённому на критских монетах в виде обнажённого юноши с ветвью и петухом в руках. Вполне возможно, что петух, являясь у многих народов символом огня (ср. выражение "подпустить красного петуха"), стал жертвенным животным, приносимым богам подземного мира.
Вулкан - божество, перенятое римлянами у этрусков. «Вулканалии - праздник в честь бога Вулкана, отмечавшийся в Риме 23 августа (Х Календы Сентября) с играми в цирке Фламиния; При этом совершались торжественные жертвоприношения, заключавшиеся в бросании народом рыб в огонь.» - см. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, John Murray, London, 1875.
Интересно, а так ли уж случайна традицонная дата извержения Везувия 24 августа, обозначенная Плинием Младшим?
Этимология же слова "вулкан", по признанию итальянцев, для них загадка (L'etimologia del nome non è chiara). Но не для славян. С позиции славянских языков данное слово имеет безусловное родство со словом «великан». И здесь я не одинок. По мнению Гаджимурадова И.Ф., термин вулкан (ср. русс. великаны - персонажи славянской мифологии огромного роста), который в латинском языке заимствован из более древнего этрускского (типологически сходного с хурритским, ср. этр. Велхану).
см. Гаджимурадов И.Ф., РОЛЬ ВУЛКАНИЗМА В ЗАРОЖДЕНИИ ДРЕВНЕХУРРИТСКИХ И КАВКАЗСКИХ МИФОВ, 2005.
Правда, насчет хурритского я с ним не соглашусь. Например, в этнографическом словаре Стефана Византийского (527-565) этруски определенно названы словенским племенем. Оставляя здесь за рамками очевидно славянские этимологические корни слова "Велхан", заострю лишь внимание на явной взаимосвязи имени этого божества со словом "вулкан", как по смысловой нагрузке, так и по звучанию.
Нельзя забывать и то, что область Кампания, где находится вулкан Везувий, издревле была греческой областью, принадлежащей Великой Греции. Поэтому большинство топонимов там имеют, скорее всего, греческое просхождение.
Итак, словосочетание "вулкан Везувий", как "Велхан Ве-Зевс", с позиции такой моей трактовки теперь стало вполне объяснимым, а его этимологическое происхождение абсолютно понятным.
При перепечатке и публикации ссылка на сайт обязательна © 2007-2013 Andreas Tschurilow