Просмотров: 258
Древний Израиль - А был ли мальчик?
Заголовки СМИ, особенно «желтой прессы», периодически пестрят сенсациями типа: «Археологи нашли точное место, где Иоанн Предтеча крестил Христа», или «Найдена пещера, где жил Иоанн Креститель» и т.п. Разочаровывает то, что пищу этим сенсациям дают археологи, люди, достойные уважения хотя бы за свой нелегкий физический труд. Они, сами того не сознавая, а может и вполне сознательно, продолжают лить воду на мельницу иллюзорной истории, основанной на мифах и легендах, используемой религиозными сектами для оболванивания своей паствы, преследующими свои шкурные интересы. В, всеми богами забытой, деревушке Эль-Кудс, которая теперь Иерусалим, израильские и палестинские археологи наперегонки, в тайне друг от друга, ковыряются в Храмовой горе, кто сбоку, кто сверху. Евреи ищут доказательства существования здесь своего 1-го, 2-го.... храмов, а арабы их опровержения. Ни те ни другие так ничего и не находят, да и не могут они ничего найти, кроме остатков греко-римских поселений.
История древнего Израиля может быть проверена по независимым ассирийским и вавилонским источникам только с 8-го века до н.э. и то только в общих чертах. До этого все, включая и осаду Иерихона, и царя Соломона, носит легендарный характер. Возможно какое-то реальное событие и было в основе, но никаких определенных выводов сделать нельзя.
Во многих странах древнего Востока эпохальные документы были начертаны на больших каменных стелах. Найдено несколько стел со сводом законов Хаммурапи, царя вавилонского; множество стел с хрониками царей Ассирии, Вавилонии, Египта; даже стела, написанная на моавитском диалекте иврита , где Мейша', царь Моава , рассказывает о своей войне с Израилем (см. ниже). Но не найдено ни одной израильской стелы. Маленький кусок камня, на котором начертаны три огромных буквы: אשר - "который" (или "которая"). Этот кусочек - всё, что осталось от всех каменных стел с ивритскими надписями по всей территории сегодняшнего Израиля.
Стелла Мернептаха
Надпись на стелле Мернептаха - вообще ЕДИНСТВЕННОЕ упоминание египтянами Израиля примерно с 30 века до н.э. (первая династия царствовала примерно в 28-27 вв до н.э. согласно ТИ). И это упоминание - среди перечисления малочисленных и диких кочевых племен, покоренных Марнептахом во время его похода против Ливии - всех этих хеттов, ливийцев, ханаанеян и т.д. и т.п., (у которых Исус Навин захватил города в Земле Обетованной). "Буквального" перевода с египетских иероглифов вообще не существует - не настолько уж он хорошо и известен, древнеегипетский язык - но наиболее общепринятым переводом сейчас считается: "Израиль <-s-r-'-r>?! разрушен и зерна у него нет". На стелле "Израиль" назван не страной/городом/государством, а народом/племенем/семьей, при чем трактовка иероглифа у разных исследователей египтологов - разная. Одна из них предполагает, что две пальмовые ветви означают букву «И», дверной засов – букву «С», открытый рот – букву «Р», стилизованный ястреб – «А», око – означает видеть последующее разрушение, якобы отображенное сломанными побегами. Не кажется ли вам, что слово Израиль здесь явно притянуто за уши?
Рядом с этим иероглифом нарисованы две фигурки людей с тремя черточками под ними, обозначающими множественное число, которые являются детерминативом социально-этнической группы или племени. Есть и иные варианты толкования данного иероглифа. Сколько египтологов – столько и мнений. То есть никакого единства не существует. Есть попытки "привязки" египетского иероглифа к государству, возникшему на Ближнем Востоке в середине 20-го века, в качестве доказательства его преемственности и прав на занимаемую территорию.
Так как это, очень сомнительное, упоминание об Израиле нашлось только один раз за всю "трехтысячелетнюю" историю Египта, то не прекращаются попытки найти "нечто похожее" и во времена других египетских царей, причем все эти иероглифы, даже на взгляд дилетанта, абсолютно между собой не похожи даже внешне.
Моавитский камень
Моавитская история известна главным образом благодаря Библии, где особое внимание уделяется отношениям Моава с Израилем. Единственный собственно моавитский документальный источник – это «Моавитский камень». История «обретения» этого камня похожа на голливудский сюжет из серии «Индиана Джонс». В 1868 году Немецкий миссионер Ф.А. Кляйн путешествует по библейским местам Палестины. Его путь лежит через Эдом и восточный берег реки Иордан в Моав. В одной из вылазок в окрестностях Дибана его внимание привлекает большой явно рукотворный камень, почти полностью засыпанный желтым песком пустыни. Он прыгает с лошади, откапывает камень и не верит своим глазам – древнееврейский шрифт! Кляйн, несмотря на полуденное солнце, (сам, один!) ставит метровый базальтовый камень на попа и, перочинным ножиком и носовым платком, очищает его от вековой грязи. Откуда ни возьмись появляется шайка вооруженных арабов и заявляет, что камень – это их собственность. Окружив Кляйна, они потребовали за камень головокружительную сумму. Кляйну ничего не оставалось делать, как только отметить на карте место своей находки и скакать обратно в Иерусалим. Откуда он уже незамедлительно отправляется в Германию, собирать деньги на выкуп. В это время, французский востоковед Шарль Симон Клермон-Ганно, прослышав о находке немецкого миссионера, сам спешит в окрестности Дибана и, под надзором местных туземцев, держащих его на мушке, снимает со стеллы оттиск. (Непонятно, бедуины что, установили у камня «пост номер один» в пустыне?) Лишь через несколько месяцев, после того как Шарль Симон перевел все 34 строки надписи, французское правительство выделило необходимую сумму на покупку камня. К великому разочарованию француза, когда он со своим караваном и деньгами вернулся в Дибан, на месте камня красовалось черное пятно. Варвары-арабы ружейным порохом взорвали стеллу, надеясь выручить от продажи осколков в розницу помешанным на артефактах европейцам еще большие деньги. (По другой версии арабы раскалили камень в костре, а затем облили его водой и он раскололся). Бедный Клермон-Ганно вынужден был теперь искать отдельные куски стеллы по всем базарам Палестины. В конце-концов ему удалось собрать два больших и 18 маленьких обломков. Недостающие части текста он смог без проблем восстановить, благодаря оттиску, который он предусмотрительно сделал во время своей первой экспедиции. И, пока миссионер Кляйн все еще собирал необходимые средства, в 1870 году камень занял свое почетное место «исторической сенсации» в залах Лувра. Согласитесь, слишком много во всей этой истории «белых», а скорее всего «темных» пятен. Многие ученые и эксперты расценивают этот артефакт как если и не полностью подделку, то уж точно подозревают частичную фальсификацию Шарлем текста утраченных фрагментов. Особенное подозрение вызывает тот факт, что в находке стеллы участвовал араб Селим, который, как выяснилось, был профессиональным фальсификатором древностей.
Печать Шемы из Меггидо
На территории Палестины найдено множество печатей, изгоровленных из твёрдых полудрагоценных пород камней. Нередко печати украшались декоративными мотивами, также на многих печатях были выгравированы только имя владельца печати. Темы, представленные на печатях, имели заимствования из египетских и финикийских художественных традиций. Кроме заимствованных, в резных печатях были представлены и оригинальные мотивы.
Среди многочисленных мотивов встречаются изображения животных - рыкающий лев, лошадь, газель, обезьяна, саранча, херувимы, грифоны, сфинксы. Также изображения людей: жрец в молитвенной позе или фигура, олицетворяющая власть. Некоторые имена, фигурирующие на печатях или оттисках, израильскими археологами привязываются к библейским текстам.
Печать на иврите изображающая рыкающего льва, "принадлежащее Шеме, рабу Иеровоама" .
Просто поразительно, как эту печать ухитрились не только датировать 8-ым веком до н.э., но и признать прямым подтверждением существования древнего государства Израиль! Любому, даже далекому от археологии и истории, человеку понятно, что такого рода печати есть ни что иное, как прообраз экслибриса, владетельного знака, которым торговцы маркировали свой товар. Вот еще несколько примеров печатей:
- Булла с изображением человека, облачённого в мантию и надписью "принадлежащее Иекамияу сыну Нахама".
- Печать на иврите "принадлежащее Йеодоаяу (сыну) Фалтияу".
- Печать на иврите "принадлежит Иешаяу (сыну) Самеха"
- Печать на иврите с изображением рыбы "принадлежащее Иешаяу (сыну) Амальяу".
- Печать на иврите "принадлежащее Амосу".
- Печать на иврите с изображением газели и надписью "принадлежащее Иермияу"
Тот, кто был в Стамбуле в квартале «отоваривания» российских челноков, наверняка заметил носильщиков с клетчато-полосатыми сумками, на которых написано, чтобы не перепутать, типа «Принадлежит Наташе». Тоже своеобразная печать, вернее отпечаток, наших дней.
Стелла из Тель-Дан
В 1993 году на раскопках в Тель-Дане, который кстати раньше назывался Тель эль-Кади, был найден осколок базальта с надписями на Арамейском языке. Годом позже были найдены еще два осколка, как утверждается, принадлежащие одной и той же стелле. С тех пор не утихают ученые споры, не только о подлинности находки, но и о правильной интерпретации текста, в котором ключевые для библейской археологии слова «дом Давида» и «Израиль» допускают двоякое взаимоисключающее прочтение. Тель-Дан в переводе с иврита означает «холм судьи» или «судная куча», по имени главы одного из колен израилевых – Дана, который, если перевести его имя – оказывается, на поверку, главой судейской коллегии.
Черный обелиск
В 1845 г. английский археолог Генри Лэйярд, отправившийся на раскопки древнего кургана Телль-Нимруд на Тифе, буквально на третий день обнаружил руины дворца, а затем — и этот черный каменный обелиск. Разумеется, согласно колониальным традициям того времени он был вывезен сначала в Константинополь, а потом и в Англию, где он и находится до сих пор в Британском Музее. Много позже, когда научились читать клинопись, то на одной из панелей обелиска было прочитано, что некто «Иауа из Бит-Хутури» выплатил дань ассирийскому царю Салманасару. Естественно, призвав на помощь «исторический справочник» всех времен и народов – Библию, этот Иауа был отождествлен с библейским израильским царем Иеху из дома Омри (Амврия). Утверждается, что ассирийцы называли Израиль Бит-Хутури. Мне не удалось найти альтернативных источников, подтверждающих такое утверждение. Зато все источники пестрят разночтениями типа: обелиск из черного мрамора, гранита, базальта, известняка; Бит-Хутури, Бит-Хум-ри, Бэйт-Хам-ври; Салманасар 2-ой, Саламанасар 3-ий. Самое курьезное это то, что еще один источник утверждает, что на «черном обелиске» нет ни слова про «Иауа», что это лишь сокращенное описание походов Салманасара, а полный текст с данной фразой находится на «монолите из Тушхи»!? Что это еще за странный монолит, оставляю разобраться читателям. Мне не удалось больше о нем ничего узнать. Кроме того, меня лично, поражает почти ювелирная гравировка рельефов и, особенно, клинописных знаков. Трудно представить себе, что такое вобще возможно сделать на граните с помощью примитивных молотка и зубила.
Призма Тейлора
В одной из витрин Британского музея можно увидеть глиняную призму. На каждой из шести ее граней находятся довольно четкие строки клинописи. Этот, на первый взгляд, невзрачный кусок керамики высотой около 38 см содержит в себе описание побед ассирийского царя Санхериба на аккадском языке. В том числе и над царем Иерусалима Хизикией. На сегодняшний день, ни один из имеющихся ассирийских документов не дошел до нас в такой идеальной сохранности. Как обычно, история обретения таких вещей, чаще всего загадочна и вызывает обоснованные подозрения. В 1830 году эту призму приобрел в Ниневии, в антикварной лавке, Британский посол в Багдаде полковник Тейлор. В Британский музей она попала только через 25 лет после этого, приобретенная у вдовы Тейлора. И вдруг! Что я вижу! Оказывается эта призма была приобретена в 1919 году Джеймсом Хенри Брестедом у торговца антиквариатом в Багдаде для Института Востока, в Чикаго, где она в настоящий момент и находится! Оказывается, возможны варианты. Получается, что производство артефактов поставлено у иракских торговцев древностями на поток.
Все, что связано с историей Ассирии, учеными до сих пор не разложенно по полочкам. Это касается и царя Санхериба (Сеннахериба, Син-аххе-ериба), биография которого с удивительной точностью повторяет биографию его отца Саргона (Шарру-кина), который, в свою очередь, мало чем отличается в описаниях от своего предшественника Салманассара. Некоторые ученые предполагают даже их идентичность с вавилонской династией Навуходоносоров (Набу-Кудурри-Уссур). Попытики привязать археологические находки к Библии, как к летописи, и приводят к таким недоразумениям, хронологическим нестыковкам, этимологическим натяжкам.
Силоамская надпись
Наиболее древней и наиболее важной надписью, найденной на территории собственно Иудеи, является надпись на камне из шести строк, найденная в 1880 году в Силоамском (Шилоах) туннеле в Иерусалиме. Надпись была случайно обнаружена мальчиком, купавшимся в Силоамском пруду. В 1890 году греческий священник извлек эту надпись из туннеля с целью продать ее, при этом она раскололась на нескольколько частей, но была восстановлена на основании гипсового слепка, сделанного швейцарским инженером Конрадом Шиком, и была доставлена в Стамбул, где хранится и ныне в музее Древнего Востока. Хотя в самой надписи нет ни одного имени собственного, ее немедленно отнесли к периоду царствования все того же Хизикия, который, якобы, построил этот туннель для водоснабжения, готовясь к осаде города Санхерибом. Недавние раскопки, однако, заставили усомниться в этой версии. Оказалось, что к моменту осады Иерусалима Санхерибом Гихонский источник уже оказался под защитой городских укреплений. Другие исследователи датируют туннель на несколько веков позже, в уже арабский период Эль-Кудса.
Пока не разрешены несколько загадок, над которыми археологи ломают голову уже много лет. Туннель прокладывали две бригады проходчиков, двигаясь навстречу друг другу. Как им удалось осуществить смычку штолен? Может быть, это получилось далеко не сразу - потому-то туннель получился столь извилистым? Или его траектория объясняется какими-то иными причинами? Как осуществлялась вентиляция при работах под землей? На всем протяжении туннеля не было пробито ни одной вертикальной шахты, а ведь на финальном этапе работ бригады оказались в толще скалы, на глубине сотен метров. Скорее всего сток воды из источника сковзь толщу известняка имеет природное происхождение. Строители лишь расширили его. Для каких же целей, пока остается загадкой. Что касается самой надписи, то в интернете мне попалась заметка, в которой эта надпись фигурирует, как вычеканенная на металлической табличке, а не на камне! Снова загадки и снова с очередным «козырным» артефактом. А кто – такой этот «швейцарский инженер»?
Биографическая справка
Конрад Шик, родившийся в Германии в 1822 году, прибыл в Иерусалим в 1846 году как протестантский миссионер. Его разносторонняя деятельность включает планирование многих зданий и кварталов Иерусалима, ему принадлежит заслуга внедрения новых методов и технологий строительства и оформления зданий, кроме того, он участвовал в археологических раскопках, предпринятых Фондом изучения Палестины.
Он занимал должность городского инженера в иерусалимском муниципалитете, назначенном турецкой администрацией. Одновременно со всем этим он соорудил макет Второго Храма и продал его за восемьсот золотых слитков, что позволило ему осуществить наконец давнюю мечту: построить дом для себя и своей семьи. Строительство было закончено в 1889 году.
Шик назвал свой дом «Тавор». Это прекрасное вместительное здание (58-й номер по улице Пророков) сочетает в своей архитектуре черты нового и старого, Запада и Востока. Обширный двор окружен высокими каменными стенами. Название, выбранное Шиком, отсылает нас к 12-му стиху 89-го псалма: «Север и юг - Ты создал их, Тавор и Хермон радуются имени Твоему».
Высеченные на фронтоне дома пальмовые ветви и греческие буквы альфа и омега символизируют начало и конец. Когда Конрад Шик умер в 1901 году, его оплакивали все иерусалимские жители - и евреи, и мусульмане, и христиане.
Да, ему-то уж точно можно доверять на все сто, равно как и другому «великому немцу» Шлиману... А как же камень в Стамбуле? Если даже это не поздняя подделка, сделанная швейцарским инженером, то... может он был найден вовсе не в Иерусалиме, а в самом Стамбуле?
Складывается убеждение, что евреи, в своем эпосе-Танахе, просто приписали себе известные в то далекое (далекое-ли?) время политические события, вернее свое в них участие. Большая часть имен собственных в Танахе - есть ни что иное, как метафора. Йерехо, как лунный город, вполне может быть именно такой метафорой, в процессе утверждения монотеизма в соперничестве с лунными религиями язычества. Монотеизм победил, Йерехо (религия) был разрушен. Ну нету у израильских археологов вещественного подтверждения Танаху, как ни крути! Или Йерехо был в другом месте, или Библия - разновидность "Сказок 1001-ой ночи".
Был у Пушкина царь Гвидон, если бы он был евреем и вопрос стоял бы в "обретении обетованного", его следы обязательно были бы найдены!
P.S.
Мы, нынеживущие, просто недооцениваем всего кошмара, уготованного нашим предкам, а, через них, и нам религиями. В частности, в большей мере, христианством. Католическим или оротодоксальном - не вижу особенной разницы. Но тот факт, что история, политика, философия на протяжении, как минимум, последних 500 лет находится под влиянием именно этих институтов накладывает жуткий отпечаток на нравственные устои и поступки всего цивилизованного человечества. Эта пелена дурмана просто должна быть, если не снята, то обозначена. Если человек верит, пусть верит. Но он должен отдавать себе отчет, во что он верит. Это будет справедливо.
При перепечатке и публикации ссылка на сайт обязательна © 2007-2013 Andreas Tschurilow