Просмотров: 299
О чем не принято громко говорить
Будучи как-то в Вене, забежал в Венский городской музей на Карлсплац. Хотел сфотографировать знаменитый флюгер с собора Св. Штефана, о котором писали НиФ
в виде полумесяца со звездой. Тот самый, который был на шпиле во время турецкой осады Вены и в 16-ом и в 17-ом веке и который в 1683 году заменили на крест.
К сожалению его место на стене оказалось пустым с маленькой табличкой, что его передали по обмену в другой Венский музей до сентября...
Кстати экспонаты музея 16-17 веков поразили настоящим засильем масонских символов, а турецкие трофеи оказались не только огнестрельным и холодным оружием, среди них есть и щиты и луки со стрелами, причем выглядят абсолютно такими же (форма, орнамент, инкрустация) как на картинках о "татаро-монгольском" нашествии!
Сравните:
и
с тем, что сегодня находится в музее:
Не очень похожи между собой, правда?
На гравюрах звезда восьмиконечная, а здесь она шести.
Как пишет путеводитель по музею, полумесяц со звездой на шпиле собора Св. Штефана появился 28 июля 1518 года. Запомним эту дату. Далее в путеводителе говорится, что первоначальный смысл этого знака неоднозначен. Возможно он означал единение духовной и мирской власти - папа и кайзер, как солнце (звезда) и луна, но не исключается и влияние гуманизма, с его интересом к астрономии. Категорически отрицается связь этого символа с восходящим (растущим) полумесяцем, изображенным на знаменах и знаках отличия военных подразделений Османской империи впервые появившимся в правление султана Селима (1512-1520), хотя дата установки полумесяца со звездой на соборе удивительным образом вписывается в период его правления.
Первая осада Вены происходила в 1529 году и по Европе, в том числе и в Османской империи, ходили слухи, что полумесяц со звездой воцарился на соборе по требованию султана. В 1530 году городской совет Вены обратился к кайзеру с просьбой заменить этот символ на фигуру Св. Георгия с флагом, но просьба осталось неисполненной. Интересно, почему? И только 16 июня 1686 года, то есть через 150 лет, полумесяц был заменен на крест. Как говорили, в исполнение клятвы кайзера Леопольда I, данной им во время второй осады Вены турками.
Злопамятные венцы написали на полумесяце "Haec Solymanne Memoria tua" - "Это, Сулейман тебе на память" и выгравировали в дополнение к надписи кукиш, снабдив все это датой "1529". Кроме этого у восьмиконечной звезды выломали два луча,которые служили осью шпиля, держащим всю конструкцию, превратив ее в шестиконечную. В таком изуродованном виде полумесяц и показывают с тех пор посетителям.
Странно все это, не правда ли? Это какими же надо было быть униженными и оскорбленными, чтобы 150 лет спустя скрутить фигу давно истлевшему султану Сулейману и "кастрировать" восьмиконечную звезду!
Вот, что пишет Википедия о султане Селиме:
Цитата"Правители Восточной Европы боялись его, западные монархи на бумаге побеждали его и делили его владения. Однако при Селиме почти не велось войн против христиан. В 1518 г. победоносный султан заключил мир с Венгрией."
Вполне возможно, что и Вена была в вассальной зависимости от Селима и была обязана короновать самую высокую башню города символом Ромеи-Румелии - полумесяцем с восьмиконечной звездой.
Не только в Вене, но и в других городах Европы шпили церквей, колоколен и башен украшали полумесяцы со звездами. Буквально на днях окончилась реставрация башни Мюнстера в Фрайбурге, который, как минимум, с 1862 года венчал полумесяц со звездой.
Турки (но турки ли?) через три года после первой осады Вены снова появились в Австрии, возглавляемые Касим Беем. Немцы называли его Кассенбег, а сами османы Касим (Козьма?) Воевода Михалоглу (Михайлович)!
http://www.mihaloglu.com/KasimBey.html
Традиционная история разделяет Касима Воеводу с его предком Köse Mihal, сподвижником Османа Гази, основателя османской империи, префекта района Константинополя Хирманкой (сегодня Harmanköy) принявшего ислам и жившего якобы в начале 14-го века. Имя Кёзе, как считается, было получено им от турецкого слова "безбородый", но может это просто созвучие? По идее, приставка "оглу" означает "сын" и Касим Воевода Михалоглу должен быть сыном Кёзе, но между ними почти двести лет, что странно. Или речь идет об одном и том же человеке Кёзе, Касиме, Козьме Михайловиче Воеводе? Возможно сербе по-национальности?
Турки были разбиты и Касим Воевода погиб. По разным источникам 19.9.1532 в районе Leobersdorf - Enzesfeld - Wiener Neustadt - Neunkirchen - Steinfeld погибли 6.000 - 8.000 акинчи. В память о нападении турок на Вайдхофен ан дер Иббс (Waidhofen an der Ybbs), городская сторожевая башня была наращена на 50 метров и на ней воцарился крест над полумесяцем, что должно было означать триумф над акинчи и исламом.
Акинчи (Акинджи) в леопардовых шкурах и с орлиными крыльями:
Беи, командиры подразделений акинчи:
Интересно, что турки называли акинджи - çoban, т.е. чабанами, пастухами.
В мирное время они выращивали овец и лошадей, а в походе они, как и т.н. монголо-татары имели по две лошади на смену. Европа о турках-османах получала представление через набеги акинджи на пограничные земли. Других турков они, большей частью, и не видели.
См. Nicolae Jorga: Die Geschichte des Osmanischen Reiches nach Quellen dargestellt, unveränderte Neuausgabe, Primus Verlag Darmstadt 1997, Bd. 1, S. 480 ff
К концу 16-го века об акинджи забыли, их место заняли крымские татары (а может это одно и то же?), но как род войск они невольно стали предтечами гусар, улан и босняков.
Стоить заметить, что османские источники говорят о принадлежности Акинджи дервишскому ордену Бекташей, к нему же принадлежали и янычары, лица как известно не турецкой национальности.
ЦитатаБекташи — суфийский орден, основанный Хаджи Бекташи в XIII веке. Близок к шиизму (за почитание Али) и содержит элементы христианства (крещение). Распространён был в Турции, Албании и Боснии. Воспринимали мир посредством триад: Аллаха, Мухаммеда и Али, имели ритуальную еду из вина, хлеба и сыра. В фольклоре бекташи всегда выступают в виде вольнодумцев, живущих за пределами норм традиционного исламского права.
Все янычары были приписаны к ордену, и шейх (настоятель) дервишей был почётным командиром 99-й роты янычарского корпуса. После расформирования янычар в 1826 орден лишился привилегированного статуса, а после революции Кемаля в 1925 бекташи покинули пределы Турции и осели в Албании, где с орденом было связано до 20 % местного населения. - Wiki
Но меня сейчас больше интересует культ серпа и молота нет, полумесяца со звездой (как на флаге Азербайджана) в Европе до 17-го века.
Сами жители Вайдхофена однако утверждают, что над полумесяцем был помещен не крест, а звезда, как символ христианства.
Хм-м... А как же быть с теми же символами язычества? Фортуна с рогом изобилия из Геркуланума.
К сожалению хорошей фотографии шпиля башни мне найти пока не удалось. Зато герб города с коронованной "абиссинской шановной людиной" впечатляет!
В Библейских сказаниях к новорожденному Иешуа пришли святые три короля: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Один из них якобы был мавром (кто из них конкретно - в разных традициях по-разному). Взято это было из фальсификата Pseudo-Bedas Codex Vaticanus, но с тех пор неистребимо вошло в церковную традицию. Каждому королю даже присвоили свой герб.
Гораздо интереснее картина Штефана Лохнера (ок. 1440 г.) из Кельнского Домского собора, где герб Каспара (полумесяц) изображен вместе со звездой на флаге:
Мавров и Ко. в истории католической церкви было много, начиная со Св. МАВРикия и заканчивая Черной Мадонной. Маврами были и герцог Людовик Сфорца Ludovico Sforza (1452-1508) и Александр Медичи Alessandro de Medici (1510-1537), ну и конечно Отелло, задушивший Дездемону (хотя прообразом его был Кристофало Моро из Венеции, бледнолицый, просто фамилия созвучная "мавру" была).
Масса гербов немецких рыцарей 13-16 вв. имеют в себе мавров с букетом цветов, а также мавринь с трилистником или митрой.
Но в нашем случае с гербом Вайдхофена все объясняется тем, что Вайдхофен длительное время был зависим от епископата немецкого Фрайзинга и наряду с рядом других зависимых общин Баварии и Австрии перенял эту голову мавра в свой герб с герба Фрайзинга.
А вообще-то никто толком не может объяснить такое засилье мавров и их популярность в Германии, Австрии и Швейцарии.
Вот здесь их видимо-невидимо:
http://de.wikipedia.org/wiki/Mohr
Есть такой городок, Фельдкирх, в Альпах. Самый западный город Австрии.
А в нем церковь Св. Николая. Вон она на гравюре 1650 года справа.
Ничего особенного? Да, но на более ранней гравюре на шпиле этой церкви (здесь она слева, вид с другой стороны) красуется полумесяц!
При перепечатке и публикации ссылка на сайт обязательна © 2007-2013 Andreas Tschurilow