Автор: Andreas Tschurilow
Просмотров: 252
Напряженные аспекты
При строительстве христианских храмов существует неукоснительное правило – возводить здание храма так, чтобы его алтарь был обращен на восток и ось здания сориентирована по линии восток-запад. По этой причине главный вход в храм (притвор, или, как его еще называют – нартекс), находится напротив алтаря и обращен на запад. Таковы установления христианского храмостроительного канона.
..............
Само слово «ориентация» (этимология которого раскрывает суть христианского храмостроительства) перешло в русский язык из французского. Orientation в переводе на русский, буквально означает «направление на восток». В свою очередь, как утверждают лингвисты, Orientation происходит от целого ряда латинских слов – oriri – oriens – orient – orienter – orientation.
Oriri – латинский глагол со значением появления, рождения, начала, который употребляли обычно с существительным «солнце», когда возвещали о его восходе. Слово oriens – действительное причастие настоящего времени от того же глагола, которое с тем же именем существительным – «солнце» составляло устойчивое словосочетание, обозначавшее ту самую сторону света, где восходит солнце, – то есть восток. В обычной речи существительное «солнце» опускалось, поскольку говорящим и так было ясно, о чем идет речь. В простонародной латыни, постепенно перераставшей в различные романские языки, от этого широкоупотребительного слова остался только его латинский корень – «ориент». В этой форме слово вошло и во французский язык, для обозначения востока. А от него ведет происхождение четвертое в данной цепочке слово «orienter» – французский глагол со значением «отыскать восток» или «направлять, нацеливать на восток», от которого и произошло имя существительное «ориентация» – со значением действия, идентичного тому, которое обозначалось глаголом.
Ю.Панасенко, А.Шамаро «Нартекс. Ориентация храма по странам света.» — «Наука и религия», 1992, №8 с.62. 6
Не углубляясь пока в христианские каноны, которые менялись с течением времени иногда на 180 градусов, и оставив вне данной темы мусульманскую киблу, обратим внимание на странное отклонение от линии восток-запад храма Св. Софии в Константинополе.
Храм Св. Софии ориентирован с отклонением на юг примерно на 40° (!).
Не является ли это отклонение косвенным признаком изменившегося со времени строительства храма угла наклона экватора к плоскости орбиты Земли?
Если принять, что изменение наклона экватора к эклиптике не происходило скачкообразно в результате глобальных катастроф, то по ориентации церквей теоретически можно рассчитать и дату их постройки. Причем не только день, но и год. Разумеется, это возможно лишь в том случае, если церкви были канонически точно ориентированы при их планировке и закладке на Восток.
Движение Земли вокруг Солнца. Координаты Солнца на любой день года.
Чтобы получить значение наклона экватора к эклиптике на требуемую эпоху, можно воспользоваться формулой:
epsilon = 23.43929111 deg - 46.8150’’*T - 0.00059’’*T^2 + 0.001813’’*T^3 (1)
где Т – число юлианских столетий, прошедших от 1 января 2000 г.
Из сферической астрономии известно, что азимут восхода и захода светила (конечно же, если на данной широте это светило восходящее и заходящее) можно определить таким образом:
cos(A) = tan(phi)*tan(delta)
где A - азимут восхода (захода) светила, отсчитываемый от точки Севера к Востоку;
phi - широта местности;
delta - склонение светила.
В день весеннего и осеннего равноденствия склонение Солнца равно 0, в день летнего солнцестояния склонение Солнца равно +epsilon, в день зимнего солнцестояния склонение Солнца равно –epsilon.
Стало быть, азимут восхода (захода) Солнца в день летнего солнцестояния определяется так:
cos(A) = tan(phi)*tan(epsilon) (2)
а для зимнего солнцестояния вот так:
cos(A) = - tan(phi)*tan(epsilon) (3)
NB: В дни весеннего и осеннего равноденствий азимуты восхода и захода Солнца ВСЕГДА будут соответственно +90 deg и +270 deg.
Итак, из обмеров, проведенных на местности, вы знаете азимут восхода или захода Солнца в день зимнего или летнего солнцестояния для эпохи возведения данного сооружения. Широта местности вам также известна. По формуле 2 или 3 можно найти значение epsilon для той эпохи. Далее из формулы 1 можно найти Т – эпоху, для которой угол наклона был равен этому значению.
Также придется учесть то, что в столь древнюю эпоху не было достаточно точных инструментов (т.е. в то время Солнце восходило ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО в той точке, на которую указывает сооружение). Еще необходимо учесть, что видимый с Земли диск Солнца имеет угловой диаметр порядка половины градуса, а вам заранее может быть неизвестно, отмечали ли древние люди точку восхода верхней части солнечного диска, нижней части или же центра (формулы 2 и 3 – для центра диска). И, конечно же, учесть поправку за рефракцию (видимое изменение положения светила вблизи горизонта).
По данному вопросу могу рекомендовать книгу Джона Вуда «Солнце, Луна и древние камни».
Определение дней заложения храмов по их азимуту
П. А. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.).
Как оказалось, не все расчетные даты строительства церквей по азимутам их продольных осей совпадают с летописными датами (если таковые имеются). Так, например, "три новгородских памятника демонстрируют явное несовпадение дат: в церквах Петра и Павла, Благовещения на Мячине и Спаса-Нередицы расчет, сделанный по азимутам, даже приближенно не дает дней, названных в летописи", - сокрушается Раппопорт.
Насколько можно доверять полученным датам? Возможно, что ошибка кроется и в неверной датировке года закладки церквей, взятых из редактированых летописей, или же неверной географической привязке церквей, упомянутых в летописях (см. темы о Великом Новгороде).
Но не исключены и иные причины.
Известно несколько случаев, когда азимут храма настолько близок к северу, что не может соответствовать точке восхода солнца даже в день летнего солнцестояния. Таков, например, азимут собора Спасского монастыря в Новгороде-Северском, равный 30° (при магнитном склонении +4 истинный азимут 34°).
Возможно, что собор Спасского монастыря был построен еще до гипотетической глобальной катастрофы, изменившей азимут восхода солнца.
Справочно:
Спасо-Преображенский собор
Как предполагается, древнейшая каменная соборная церковь в честь Преображения Господня появилась в Спасском монастыре в XII веке. То, что осталось от нее (а это очень немного — лишь фундамент, открытый сейчас для всеобщего обозрения под полом нынешнего Спасо-Преображенского собора), позволяет говорить о том, что она была весьма невелика и строением своим похожа на Пятницкую церковь в Чернигове (возведена в конце XII — начале XIII веков).
При перепечатке и публикации ссылка на сайт обязательна © 2007-2013 Andreas Tschurilow