Се буди мт҃и градомъ русьскимъ

Sprache wechseln

Breadcrumbs

Реконструкция Г.Н.Логвина

 

Кому верить?

Название Киев впервые упоминается в летописи под 860 г. Структура названия позволяет видеть в нем притяжательную конструкцию, образованную от др.-русск. личного имени Кий ('палка, дубинка') с помощью суффикса -ев и понимать его как 'Киев город', 'город Кия'. Носителем имени Кий предположительно мог быть Полянский кн. Образование ойконима Киев из слав, антропонима Кий подробно обосновывает О.Н. Трубачев. Но иноязычные записи названия X-XI вв. свидетельствуют, что оно в то время имело основу kuj-, а это позволяет считать ойконим образованным от топографического термина: ср. укр. куява 'крутой холм', куеви 'вершина горы', куев 'быстрый каменистый поток в лесу'. Допускается, что название города Куява, возникнув как топографическое, со временем подверглось народно-этимологическому переосмыслению по образцу распространенных притяжательных названий в Киев .

Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.


«-ский» — часто встречающийся древний общеславянский суффикс (укр. -ський, pl. -ski), как самостоятельное слово означающий «с (под)небесный» или «возвышенный» (высший), применялся в определениях княжеских, а позже и в церковных фамилиях — для тех, которые принимали новую веру и переходили в лоно церкви насильно или по доброй воле лишаясь земельной собственности во благо религии.

(Прим. Английское Sky = небо, не отсюда ли?)

Примерно аналогичное предположение я нашел и в статье Тамары и Виктора ПЛАК "И светел лик твой, рус Кий"

Сейчас «кий» (с прист. «с») служит суффиксом. Образованный от существительного «кий», он воссоздает прилагательное, полностью от них зависит и скрыт от взора людского за сенью ничего не говорящих морфологических правил. Тысячелетия же тому слово «кий» было только существительное, только мужского рода и в объяснении многофункционально.

Кый, по-удмуртски, змея!
Тэлетӥ ветлыку, кыйёсты адӟыны луоно. Улон инты соос кот но пеймыт интые быръё.

Киев - змеиный?
Как-то тут опять Олег вырисовывается с принятием смерти "от коня своего" через укус змеи.

А у кыргызов:

кый-

кый- IV 1. резать, срезать, рубить (напр. деревья, камыш); тал кый- резать, рубить тальник; токой кый-рубить, вырубать лес; 2. ре&ать наискось; кыя кескен срезанный наискось; нарезанный наискось (напр. о колбасё); кыйган камыш кулактуу фольк. (о коне) с тор-чащими острыми ушами (как камыш, срезанный наис-кось); <> кылычын кыя байланып фольк. привязал он себе меч свой наискось; кыйып карабастан, тике карады он смотрел не в сторону (не косо), а прямо (в глаза); бозо салган үйдөн кыя өтпөйт мимо дома, где варят бузу, он не пройдёт (зайдёт и выпьет); кыя баспай алдыңан, кол куушуруп турайын стих. мимо тебя я стороной не пройду, буду стоять, (почтительно) скрестив рукн; кыя тартып өттү он прошёл (проехал) мимо; эп кый- плотно пригнать; приладить; пристрогать (напр. две доски одну к другой); исправить, приведя в первоначальный вид; нике кый- сочетать браком; совершить обряд бракосочетания; кынган каш брови дугой (у красавицы). 

Но Кыев, Киевов, Кийовичей и т.п. в славянских странах - масса! Особенно в Чехии, Польше, немецкой Сорбии (Лужичане), но и южнее по Дунаю. Все они располагаются на реках. Расшифровки этого слова сходятся, большей частью, во мнении, что кий - это некая палка, кол, свая.

А в церковно-славянском

1050x104x1081

еще и молот.

Немцы-же утверждают, что Кый/Кий означает: 1. дубина, 2. кострец (часть туши), 3. булава, а также клюшка, ляжка, ножка, початок и пер. задница.

Кому верить?

Что касается политического значения Киева, то я скорее допускаю, что Киев был пограничным с Диким Полем поселением славян  на южной границе лесной зоны, исконного местообитания славян, оседлого этноса, и не более того. Соответственно столицей Киевской Руси он не мог быть в принципе по своему географическому положению. Да и никакой Киевской Руси не существовало. Высказывание Олега после убийства Аскольда (и Дира), дескать, что Киев будет матерью городов русских есть суть неверный перевод. "Се буд(и) м(а)ти градом рускимъ" - означает ни что иное, как отныне (Киев) является городом русским. М(а)ти - никакого отношения к матери не имеет. Это всего лишь сокращенное от имати - иметь, а для выражения будущего времени недостает варианта глагола - "буде". То есть с "буд(и)" в любом случае речь идет о настоящем (продолженном) времени. Нормальное заявление по отношению к завоеванной чужой собственности. Наше теперь, дескать.

http://radzivilovskaya-letopis.ru

Пройдемся в связи с этим утверждением по академическим спискам ПВЛ:

Лаврентьевская

се буди мт҃и градомъ рускими (русьскимъ)

Ипатьевская

се буди мт҃(и) городом̑ (градовом) Рус̑скымъ

Несмотря на однозначный смысл высказывания Олега, недопускающий накакой иной трактовки, кроме как оговоренной выше, в научной среде почему-то восторжествовал весьма некорректный малороссийский перевод с претензией:

«Хай буде се мати городам руським»

http://litopys.org.ua/links/inlitop.htm

В первой Новгородской летописи младшего извода ничего такого Олег вообще не сказал. Зато есть интересная подсказка, что дескать варяги=славяне (словени):

И сЂде Игорь, княжа, в КыевЂ; и бЂша у него Варязи мужи СловенЂ, и оттолЂ (прочии) прозвашася Русью.

Слово "прочии" написано на полях справа с выносным знаком тем же почерком и более светлыми чернилами.

-------------
Получается, господа историки, ангажированные политиками, - "тут читаем, тут не читаем, а тут в летопись рыбу заворачивали"?

 

P.S.

Древний Великий Новгород, как и Древний Киев — исторические фантомы на выдуманном торговом пути «Из варяг в греки». - К такому выводу приходит интереснейший автор любитель русской истории Александр Шиколенков.
http://yar46.livejournal.com/profile
Во многом его выводы перекликаются с моими. Кое-что из его наработок требует уточнения. В частности по Киеву:

- Киев, как город, возник в конце 18 столетия из трех поселений: Киево-Печерского монастыря, Верхнего Киева и Подола;

- 15 августа 1706 года в присутствии Петра I состоялось официальное заложение первого канмя Печерской крепости;

- Если не считать монастыря, Киев не имел Детинца;

А как же тогда древний Киев на Старокиевской горе и Киевская Русь?
А Золотые ворота, разве не часть древних городских укреплений стольного града?

 

Самые известные среди архитектурных древностей Киева:
- Золотые ворота
- Десятинная церковь
- Софийский собор

 

Я еще застал "первоначальный" вид Золотых ворот до их масштабной "реставрации".

229719182

А вот, какой из них сотворили лубок:

zolot vorota1

 

Везде стремятся воссоздать древний вид строения, а откопанные киевские ворота зачем-то прячут за кирпичной кладкой. Как-то это все очень подозрительно выглядит. Ни чертежи, ни древние изображения сих ворот неизвестны, но это не беда — для туристов в 1983 г. был возведен новодел в строгом соответствие с представлениями историков о том, как должны выглядеть очень древние строения. Фрагменты старых стен, по которым совершенно ничего нельзя установить, находятся внутри современной постройки. Вопрос в том, фрагменты каких ворот мы сегодня видим. Есть сведения о том, что в 1682 г. при гетмане Самойловиче была предпринята попытка отреставрировать старые ворота. Вообще, само слово «реставрация» в данном случае вряд ли уместно. В XVII столетии еще не существовало того культа старины, которым отмечен XIX и последующие века, никакого благоговения перед старыми постройками не было. Любые строения воспринимались, прежде всего, как функциональные сооружения.

Принимая во внимание, что Золотым воротам при Иване Самойловиче было уже более 500 лет, то сама возможность их реанимации представляется довольно сомнительной. Гораздо дешевле было снести ветхие развалины и построить на освободившемся фундаменте новые. Если верить, что на рисунке Вестерфельда изображены те самые врата, то их восстановление представляется делом более хлопотным, нежели строительство новых. Впрочем, как считается, при Самойловиче ничего из ремонта не получилось, потому что выделенные на него средства попросту разворовали.

Целесообразность строительства шикарных каменных врат в Киеве вызывает сомнения. Ведь город никогда не имел каменных стен. Археологи нашли в нескольких местах Ярославова городища дубовые срубы высотой до семи метров (правда по причине фрагментарности находок нельзя сделать выводы о том, что это была именно городская крепостная стена, но могла быть и она, а высота в семь метров лишь предполагаема). И уж тем более нет оснований утверждать, что это остатки древних оборонительных сооружений. По польской инвентарной описи киевского замка 1619 г. он имел дубовые башни и был окружен дубовой оградой. Если в стольном городе не могли изыскать возможность выстроить каменные стены, то зачем тратить так много стройматериалов на украшение? Почему столица Руси, известной множеством крупных каменных крепостей, не была огорожена каменной стеной и даже не имела каменного замка внутри?

http://lib.rus.ec/b/203507/read

 

Одно из трех первых графических изображений Золотых ворот 1651 г., когда вместе с войсками литовского гетмана Я.Радзивилла в Киев попал голландский художник Абрагам ван Вестерфельд.

VanVestfeldZolotyeVorota

 

 

Официальная история Золотых ворот и их "восстановления":

 

Александр утверждает, что многое из всего того, что мы знаем о Киеве со школьной скамьи - легендарно и, даже, сфальсифицированно специально из религиозных побуждений и для достижения политических целей.

Петр I "усмотрел, что Киевская фортеция имеет зело худую ситуацию: того ради за благо рассудил сделать в ином месте, для которой удобнее место избрал монастырь Печерский" 
("Журнал или подлинные записи Петра Великого с 1698 г. даже до заключения Нейштадского мира", Спб., 1770.)

Печерский монастырь в 1698-1700 годах был обнесен новыми, каменными стенами.
Строилась крепость по проекту самого Петра и инженера Геллера, работами по возведению Печерской крепости в разное время руководили инженеры Лямот де Тампий, Людвиг Шток, Бреклинг, князь И.Ю. Трубецкой.
(В.С. Иконников, Киев в 1654-1855 гг., Исторический Очерк, Киев, 1904.)

Есть и другой интересный автор, киевский краевед, Петр Семилетов:

Петр Семилетов: Ересь о Киеве

1695. План Ушакова, или "Чертеш Киеву граду, как стоит с Московску страну и кругом всего города и как церкви и как дворы и улицы в нем же все описаны", скан издания 1893 года (перерисовка), приведенный в нем план урезан в сравнении с подлинником, убраны окрестности. Подлинное изображение плана (уменьшенное) - на последней странице издания.

http://www.kievograd.org/karty 

«В лето 6545 (1037). Заложи Ярослав город великыи, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Золотых воротех святыя Богородица благовещенье, посемь святаго Георгия монастырь и святыя Ирины». - Нестор

Интересно, что на миниатюре из Радзивиловской летописи изображено строительство якобы Золотых ворот в Киеве. Отчетливо видна и крепостная стена. Каменная и с зубцами. Но Киев никогда не имел каменных крепостных стен!

image001

 

Согласно «Географическому описанию города Киева, сочиненному Киевскаго гарнизона поручиком Василием Ивановичем Новгородцовым», «…Старый или Верхний город Киев состоит в четырех отделениях, которые обведены земляным валом с нарочито глубокими рвами и называются Андреевским, Софийским, Михайловским и Печерским отделениями. Во всех отделениях находятся ныне: в Андреевском — каменных церквей — 3; в Софийском — мужеский каменный монастырь — 7, церквей: каменная — 7, деревянных — 3; в Михайловском — мужеский каменный монастырь — 7; в Печерском — церковь деревянная — 7, за городом церковь деревянная — 7; казенных домов: каменных — 3, деревянных — 4, партикулярных дворов деревянных — 682».

В Киево-Печерской крепости (лавра была ее составной частью) и предместье Новгородцев зафиксировал наличие двух мужских монастырей, 8 каменных церквей и 3 деревянных. Ревизор насчитал 9 казенных каменных и 27 деревянных зданий, а также, включая предместье, 1095 партикулярных (гражданских) дворов.

Самой населенной частью был Подол: «В городе Киево-Подоле строения: монастырей мужеских: каменной — 7, деревянных — 2, женской каменной — 7; церквей: каменных — 9, деревянных — 7 7; магистратского строения: каменного — 4, деревянного — 7; обывательских дворов: каменных — 3, деревянных — 1926».

О торговом величии тогдашнего Киева можно судить по такой фразе поручика: «Купечества из мещан киевских, кои б имели большие капиталы, нет, кроме трех или четырех, а иные посредственный, лучше ж сказать, малой капитал имеют». Характер торговли носил далеко не трансконтинентальный характер: «По реке Днепр весною и в межень, тож и осенью из великороссийских городов: из Брянска, Трубчевска, а из малороссийских: Новгородка-Северского и из других мест до Киева и до малороссийских городов Переяслава, Городища, Кременчуга и Переволочны с хлебом, с хлебным вином, железом полосным и чугунным, с конопляным маслом, диогтем, с веревками, рогожами, с медом, с ветчинным салом и деревянною посудою ходят барки, или так называемые байдаки, а из Польши в плотах строевой и дровяной лес, и прочие лесные припасы сплавляются… При городе Подоле есть пристань судам».

О товарах, идущих в обратном направлении, Новгородцев сообщает следующее: «В Польшу и в Крым отвозят черную мерлушку, легковесную юфту, сало говяжее и по малому числу белых, серых и черных белок, также сибирок и Суриков и несколько воску. Оттуда же привозят шелковые, суконные и бумажные товары, виноградное, волоское и других сортов вино и бакалею, також польскую ступочную и волоскую каменную и крымскую соль, называемую бузув, и прочие тому подобные товары. Из оных же отвозят большую часть в великороссийские близ лежащие города, также в Малороссию, в слободские полки и в Черкаск на Дон. Прочие же кормятся промыслом, продажею разных съестных припасов, а другие ремеслом и черною работою».

В общем, ничего выдающегося о небольшом пограничном городке Киеве, складывающегося из трех обособленных селений, поручик не сообщает.

 

P.P.S.

Распространение топонимов: 1. Киев, Киево; 2. Киевец, Киевичи

pic-08

 

На стрелки, исходящие из Киева, как якобы подтверждающие изначальность Киева на Днепре, обращать внимание не стоит. Скорее следует рассматривать
Киев на Днепре как порубежную, крайнюю точку распространения топонима, соответствующую крайней южной границе расселения славян. Наибольшая концентрация "киевов" наблюдается в Подунавье, затем в Польше, и Северной Руси. В принципе это коррелирует с предположением о Балканской прародине славян и их постепенной миграции оттуда на север и северо-восток, что подтверждается, в том числе, и генетическими данными.

Киевец (укр. Київець) — село в Николаевском районе Львовской области Украины.

Киве (нем. Kieve) — коммуна в Германии, в земле Мекленбург — Передняя Померания.

Kyjov (německy Gaya) je město v okrese Hodonín v Jihomoravském kraji na řece Kyjovce.

Герб Киева очень даже отражает его название:

90px-Kyjov znak

Киёвка (чеш. Kyjovka) — река в Центральной Европе, протекает по территории Чехии.

250px-Kyjovka - Bohuslavice

Kyje jsou katastrálním územím Prahy.

Obec Kyjovice se nachází v okrese Opava, kraj Moravskoslezský.

Kiewry (niem. Käbers) – osada w Polsce położona w województwie warmińsko-mazurskim, w powiecie olsztyńskim, w gminie Świątki, w sołectwie Kalisty.

Kijowiec – wieś w Polsce położona w województwie lubelskim, w powiecie bialskim, w gminie Zalesie.

Kijowiec - leśniczówka w woj. lubelskim, w pow. bialskim, w gminie Biała Podlaska

Kijowiec - wieś w woj. wielkopolskim, w pow. konińskim, w gminie Ślesin


Kiewłaki – wieś w Polsce położona w województwie podlaskim, w powiecie bielskim, w gminie Brańsk.

Kiewlaki (lit. Kiaulėkai) − wieś na Litwie, w rejonie solecznickim, 7 km na północny-zachód od Podborza, zamieszkana przez 15 ludzi. Przed II wojną światową w Polsce, w powiecie lidzkim województwa nowogródzkiego.

**Здесь уместно отвлечься на Новогрудек=Новгород: Первое летописное упоминание о поселении как городе, связывают с заложением на этом месте крепости Ярославом Мудрым, князем Киевской Руси, около 1044 года, но по некоторым предположениям это известие относится к Великому Новгороду
http://viduramziu.istorija.net/socium/novogrudok-ru.htm
http://www.gaiba.narod.ru/historia.html

 

При перепечатке и публикации ссылка на сайт обязательна © 2007-2013 Andreas Tschurilow

В двух словах...


    «Во что бы то ни стало устройте старым теориям достойные похороны; хотя мы должны позаботиться, чтобы в этой поспешности не был похоронен живым ни один из раненых».

     Сэр Уильям Флиндерс Петри