Но на самом деле мы знаем гораздо меньше о Помпеях и об извержении Везувия, их погубившем, чем привыкли считать. Вернее, чем нас в этом уверяют, приводя в подтверждение непоколебимости гипотезы «24 августа 79 года н.э.» обрывочные сведения из древних манускриптов сомнительного происхождения и эпистолярных изысков полулегендарных исторических личностей, выстраивая на базе современных знаний о вулканической деятельности параллели между стратиграфией погибших городов и, якобы поминутно восстановленного на основании все тех же литературных источников, событием, с детских лет известного нам не в последнюю очередь через художника К. Брюллова, как «Последний день Помпей».
Несколько лет тому назад мне попались в руки некоторые книги Г. Носовского и А. Фоменко о «Новой Хронологии». Познакомившись с ними я решил, что пусть даже эти люди далеко не во всем правы, но их подозрения к традиционной истории и хронологии вполне обоснованы, а значит имеет смысл в этом разобраться.
И я начал разбираться...
Автор: Andreas Tschurilow
Из Варяг в Греки
«...был путь из варяг в греки: по Днепру, в верху Днепра волок на Ловать, по Ловати идти в озеро Ильмень, из которого течет Волхов и втекает в озеро Нево, а устье того озера выходит в Варяжское море. По этому морю идти до Рима, а от Рима идти морем до Царь-града, и от Царьграда идти в Понт море, в который втекает река Днепр...» - якобы Нестор.
Писавший эти строки никогда сам этим путем не ходил. Да и не смог бы, при всем желании:
«ДНЕПРОВСКИЕ ПОРОГИ - выходы коренных горных пород в русле Днепра, между гг. Днепропетровск и Запорожье. Имелось 10 порогов и 30 каменных гряд общей длиной ок. 75 км (при высоте падения воды ок. 40 м и скорости течения до 4 м/с)»
Кроме, как на байдарке эти пороги не пройти. Я уже не говорю об обратном пути "из греков в варяги". Дураков нет.
Материалы археологических исследований ни разу не подтверждают традиционную гипотезу "пути". То же с источниковедением. Со всеми натяжками не подтверждают, так что имеем дело мы не с теориями, но гипотезами, а чаще всего - фантазиями авторов, начиная с "Нестора".
http://kazachka07.livejournal.com/43898.html
Гийом Боплан в своей книге «Описание Украины» ("Описание окраин Королевства Польши, простирающихся от пределов Московии, вплоть до границ Трансильвании") в середине XVII века пишет: «Плодородие почвы доставляет жителям хлеб в таком изобилии, что нередко они не знают, что с ним делать, тем более, что у них нет судоходных рек, впадающих в море, за исключением Днепра, который в 50 милях ниже Киева прегражден тринадцатью порогами, последний из которых отстоит от первого на добрых семь миль, что составляет день пути. Это преграда препятствует им сплавлять свой хлеб в Константинополь».
ГИЛЬОМ ЛЕВАССЕР ДЕ БОПЛАН
ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ
LA DESCRIPTION D'UKRANIE
ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ ОТ ПРЕДЕЛОВ МОСКОВИИ ДО ГРАНИЦ ТРАНСИЛЬВАНИИ, СОСТАВЛЕННОЕ
Гильомом Левассер-де-Боплан.
Перевод со второго французского издания 1660 года.
Пороги — это гряды скал, идущих местами от одного берега реки, до другого; если эти скалы занимают только часть русла реки, то называются заборами. Всех порогов 10 и 4 заборы. Пороги, следуя по порядку, имеют такое название: 1) Кодацкий, 2) Cypcкий, 3) Лоханский, 4) Звонецкий, 5) Тяхнинский или Княжнин, 6) Ненасытецкий, 7) Волнигский, 8) Будиловский или Таволжавский, 9) Личный или Лишний и 10) Вольный. Из числа забор известны: Волошинова или Яцкая забора — между 1-м и 2-м порогами; Кривая забора — между 2-м и 3-м; Стрильча забора — между 3-м и 4-м и Воронова — забора между 6-м и 7-м порогами.
Прим. Ляскоронский В. Г. 1901
http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Boplan/text1.phtml?id=189
...из 300 судов, вышедших из Брянска весной 1737 AD, к Очакову прибыли в исходе августа только 76 судов, из них - 4 дуббель-шлюпки и один кончебас, - с такими повреждениями, что потребовали немедленной починки.
...От такого плавания подводные части судов приходили в полную негодность.
...при таких условиях провод тяжёлых судов через пороги оказался невозможным...
...Вторичная неудача доказала необходимость строить суда ниже порогов.
Вот козаки на Хортице обосновались не случайно. Там действительно можно было "Чайку" построить, пусть даже из теса, и под парусом в Крым сходить, а то и дале. И, самое главное, обратно вернуться. Лес для этих забав в низовьях Днепра был. На острове Хортица "сплошной стеной" росли дубовые леса.
...Лишь весельные и гребные суда преодолевали пороги, да и то лишь в половодье.
...В обычное время удавалось сплавлять лишь плоты, но только по течению.
Кстати, о старом “Великом шёлковом пути” европейцы узнали только в 1877 AD, когда он был описан в сочинении немецкого историка Фердинанда Рихтгофена “Das China”.
По этому пути, если верить баснословию, распространялись не только товары, но и технологии, в частности способы изготовления шёлка, цветного стекла, бумаги, чугуна, пороха и пушек. Вот так! И пушек и стекла..
Потом как водится, ёжик сдох, то есть мол, “Великий Шелковый путь” прекратил свое существование в конце XVI века по всем направлениям, когда в Центральной Азии начался период всеобщей войны всех против всех. Все себя убили..
На берегах Днепра, исключая районы Киева и Смоленска, не говоря уже о берегах Ловати, отсутствуют находки (монеты, украшения, оружие и пр.), которые свидетельствовали бы о наличии здесь постоянного движения с юга на север и обратно в IX-XI вв., как то можно видеть, скажем, по находкам на Верхней Волге, на Ладоге, на Оке, на Западной Двине и в ряде других мест.
...полностью сухопутным, был торговый путь, связывавший Среднюю Азию (и Азербайджан с Ираном) с Киевом, откуда он продолжался на запад, к Праге. Он особенно наглядно показывает, что восточные и европейские торговцы предпочитали нелегкий путь по изрезанному оврагами, балками и верховьями рек пространству Русской равнины, казалось бы, спокойному и удобному плаванию вниз по Дону, а затем по Черному морю к гирлам Дуная и к Босфору
(Вестберг Ф. Комментарий на «Записку» Ибрагима ибн-Якуба о славянах. СПб., 1903; Янин В.Л. Денежно-весовые системы руского средневековья. Домонгольский период. М., 1956; Потин В.М. Древняя Русь и европейские государства в X-XIII вв. Л., 1968, и др.)
Из всех же имеющихся там рек самой большой и обильнейшей является Борисфен, снабжающий Киев не только огромным количеством рыбы, но также и многим другим... .вниз и вверх по всем ним [рекам] в Киев доставляется рыба, мясо, меха, мед и соль из Таврических лиманов (ex lacunis Tauricensibus), называемых Качибичов (Kaczibiciow)...
Полезен также Борисфен всем землям Величества Вашего для отражения набегов татар. Ведь и у плывущих по нему ниже Черкасс (Cerkassi) в одиннадцати местах встают на пути пороги (liminaj, имеющие свои названия. Они представляют Крудности из-за крутых и лежащих поперек пути подводных камней. Их можно преодолеть, только разгрузив суда, а из-за высоких, крутых, скалистых берегов к ним нельзя пристать, а переправа возможна лишь в нескольких местах ниже Черкасс (Cirkassi). Они [переправы] называются Кременчуг (Кегmieczik), Упек (Upsk), Гербердейев Рог (Hierbedeiewrog), Maщурин (Massurin), Кочкош (Koczkosz), Товань (Towany), Бурхун (Burhun), Тягиня (Tyachinia), Очакова....
Киев изобилует также и заморскими товарами. Ведь каких только каменьев, шелковых [одежд], вытканных золотом, шелков, курений, благовоний, шафрана, перца и прочих пряностей и доставляют из Азии, Персии (Perside), Индии, Аравии (Аrаbia), Сирии (Syria) на север (Septentrionem), в Московию, Псков (Plescoviam), Новгород (Novogardiam), Швецию (Sveciam), Данию (Daciam), не каким иным более надежным, более прямым и более проторенным путем, но именно этим, древним и весьма наезженным, ведущим от порта Понта Эвксинского, то есть от города Каффы, через ворота Таврики (per portam Taurice) и Тованский перевоз на Борисфене, а оттуда степью в Киев. Ведь имеют обыкновение ходить туда чужеземные купцы, большей частью в тысячу числом, собравшись в группы (cohortes), называемые караваны (korovani), со многими нагруженными повозками и навьюченными верблюдами.
XVI век, трактат Михалона Литвина
Михалон Литвин как раз и пишет, что из-за порогов южнее Черкасс, Борисфен - зело полезен в качестве естественного препятствия против набегов татар. И если вниз по течению еще можно что-то сплавить, разгрузив суда, то против течения шансов уже нет никаких. Караваны "со многими нагруженными повозками и навьюченными верблюдами" приходят в Киев сухопутным путем.
...описание названий порогов у Константина Багрянородного.
Оно распадается на три пласта: “русское” название, славянское название и либо описание свойства порога, либо перевод-объяснение смысла названия.
1. Первый порог называется “Эсс(о)упи”. Не обозначено, на каком это языке, но дано значение названия: “Не спи” - по-росски и по-славянски.
2. Название второго порога дается по-русски - (О)улворси - и по-славянски - Остров(о)унипрах. Кроме того, здесь же приводится значение: “Островок порога”, но буквально по тексту оно следует сразу за славянским топонимом и, судя по прямой похожести, является переводом именно со славянского.
3. Третий порог называется (вновь без указания языковой принадлежности) “Геландри” и дается перевод слова на славянский - “Шум порога”.
4. Четвертый по-русски называется “Аифор”, по-славянски “Неасит”. Этому названию дается пояснение - “так как в камнях порога гнездятся пеликаны”.
5. Пятый порог по-русски зовется “Варуфорос”, а по-славянски - “Вулнипрах”. Здесь также дается пояснение: “ибо он образует большую заводь”.
6. Шестой по-русски называется “Леанди”, а по-славянски “Веручи”, “что означает: “кипение воды” (перевод опять привязан к славянскому названию).
7. Седьмой по-русски “Струкун”, а по-славянски - “Напрези”. Здесь Багрянородный дает перевод: “малый порог”, снова привязывая перевод к славянскому названию.
Эти описания можно свести в таблицу:
Далее Александр ПЕРЕСВЕТ анализирует этимологию этих названий и приходит к выводу, что "росские" названия порогов имеют старонорвежские корни. Но так ли это?
Попробуем еще раз разобраться.
Если со славянскими названиями, в принципе, всё ясно, то с "росскими" не всё так гладко.
Эссупи (Έσσουπη̃). Все попытки увязать это слово со скандинавскими заимствованиями оказались несостоятельными.
Улворси (Ούλβορσί). Норманисты возводят название этого порога к др.-исл. и др.-швед. hólmfors, в форме дат. п. ед. ч. hólmforsi, от hólm/hulm "остров", fors "водопад". Вроде бы прозрачная этимология, но… посмотрите внимательнее на Варуфорос. Сомнительно, что греки передали др.-скандинавское f (fors) в одном случае через β, в другом – через φ.
Геландри (Γελανδρί). Возводится норманистами к др.-исл. gjallandi, др.-швед. gællandi, причастию наст. вр. от глагола gjalla/gælla – "громко звучать, звенеть". Но очень смущает даже не появление ρ в названии этого порога, а само применение причастий в названиях топонимов в эпоху викингов.
Айфор (Άειφόρ). Томсен В., интерпретируя, возводит это название к др.-швед. aifor®, от др.-швед. æ "вседа, постоянно", forr "стремительный" (Томсен, с. 56-61). Однако, как справедливо заметил Сальгрен Ё., прилагательные не использовались в образовании топонимов в эпоху викингов (Sahlgren, s. 65). Другие интерпретации ещё более смехотворны, потому что никак не согласуются со славянским названием «Неясыть». По словам же самого Константина Багрянородного этот порог называется так из-за того, что "в камнях порога гнездятся пеликаны".
Варуфорос (Βαρουφόρος). Норманисты возводят к bárufors, от др.-исл. báru (форма род. п. ед. ч. от bára "волна"), fors "водопад" в грецинизированной форме φόρος. См. замечание к Улворси.
Леанти (Λεάντι). Возводится к причастию наст. вр. др.-исл. hlæjandi, др.-швед. le(i)andi от глагола hlæja/leia "смеяться". Над этим и правда можно посмеяться, т. к., во-первых, вряд ли греки могли перепутать в этом названии t и d, во-вторых, Константин приводит все три компонента: "росское" название, славянское название и сам перевод – "кипение воды", которые в существующих интерпретациях никак не согласуются между собой.
Струкун (Στρούκουν). Томсен В., а за ним и другие норманисты возводили к форме дат. п. мн. ч. strokum от др.-исл. strok (n.)/ struk (m.) "течение в проточной воде" (Томсен, с. 62-63). Однако, по словам Сальгрена Ё., использование дательного падежа в названиях речных объектов нетипично для скандинавских языков (в противоположность названиям населённых пунктов) (Sahlgren, s. 73). К тому же, как и название предыдущего порога, никак не согласуется ни со славянским названием, ни с переводом с греческого.
Из вышеперечисленных названий днепровских порогов следует отметить полную несостоятельность скандинавских заимствований.
http://yarilo-mudrogon.livejournal.com/190223.html
О "скандинавских" названиях порогов нам повествует одни единственный источник - Константин Порфирный. И источник, судя по его противоречивости, допускающей разночтения, не очень надежный.
Использование Константином слова rwsisti — "по-росски" для обозначения языковой принадлежности названий вызвало противоречивые толкования в рамках "норманнского вопроса". Ряд советских историков, крайних антинорманистов, полагают, что определение "росский" употреблено здесь ошибочно в силу недостаточной осведомленности информатора Константина (Тихомиров М.Н. Происхождение. С. 75-77; Юшков С.В. Общественно-политический строй. С. 51-53).
Сам Константин на порогах, насколько мне известно, не бывал, описание порогов записывал с чужих слов, воспринимая разсказчика на слух, да и возможно не сразу записывал, а позже по-памяти.
Кстати, упоминание пеликанов, гнездящихся на порогах, как то не стыкуется с Днепром, где пеликаны обитают исключительно в лиманах: Днепровском, Бугском, Днестровском и Каркитинском заливе. А вот на Дунае пеликаны, вплоть до начала 20-го века, селились и в Венгрии и даже в Чехии.
Кроме всего прочего остаются вопросы:
1. Почему нет ни одного описания старинного плавания из Новгорода в Киев или обратно?
2. Как проходились пороги на Неве? И если волоком, где следы поселений в том месте?
3. Почему у шведов Нева называется «новой»?
4. Почему «путь из варяг в греки» никто не восстановил в более позднее время?
5. Чем могла торговать на Юге Скандинавия таким, чего не было у славян и финнов?
Вернемся к ПВЛ > "Поляномъ же живущим о собѣ по горамъ симъ, и бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское."
Д. И. Иловайский, ярый сторонник южного происхождения Руси, выступал с доказательствами невозможности подобного хождения.
«Между Днепром и Ловатью лежит поперечный бассейн Западной Двины; следовательно, надобно было перейти два волока. Притом гораздо короче был другой путь из Варяг в Греки, по Западной Двине; а Волхов и Нева представляли длинный крюк. Мы сомневаемся, чтобы лодки, поднимавшиеся из Балтийского моря по Двине или Волхову, действительно перетаскивались потом волоком до Днепра. Гораздо естественнее предположить, что торговцы должны были везти свои товары по этим волокам на телегах или, что вероятнее, зимой на санях и, достигши Днепра, пересаживались в лодки, которые они нанимали или покупали у туземцев», – пишет он.
Примите во внимание также, что этот волок Ловать-Илмерь составляет около 150 км посуху. И, насколько мне известно, кроме ПВЛ "путь из Варяг в Греки" больше нигде не упоминается.
Ивановские пороги на Неве:
Пороги представляют собой двухкилометровый участок Невы между устьями впадающих в неё рек Святки и Тосны (на левом берегу Невы в этом месте находится город Отрадное). Посередине этого участка, у узкого мыса Святки, впадающего в русло реки, она имеет минимальную ширину — 210 метров и наибольшую скорость течения — до 3-4 метров в секунду. До недавнего времени этот отрезок Невы был самым сложным для судоходства. Малая глубина, наличие подводных камней и отмелей, быстрое течение представляли большую опасность для судов. Огибая отмель (Ивановскую луду) у левого берега реки, основной водоток разделяется на две ветви. На правой возможно движение судов вверх и вниз по реке; она называется спусковым фарватером. Левым протоком пользуются только небольшие суда, следующие к истоку Невы; её называют взводным фарватером.
Скорость течения Невы на порогах была до 7м/с, частные моторные лодки 20-го века выжимали максимум 5 м/с и то до Ладоги из Ленинграда по Неве не добирались. У варягов моторных лодок, как известно, не было. Нева - от шведского слова «ню» (швед. ny — новый). Широко распространённое слово во всех индоевропейских языках. Почему она получила такое название? Возможно, что она действительно появилась, вследствие каких-то геологиеческих процессов, совсем недавно. Уже в исторический период. И, возможно, что во времена варягов ее еще вообще не существовало.
Взять хотя бы медаль, выпущенную Екатериной II в 1796 г. «В память властвования над двумя странами»
Вместо Невы - цепочка озер. Ладожское озеро называется Русским морем и соединяется оно с Финским заливом (с Варяжским морем) какой-то несуществующей ныне рекой с Юга. Может быть Луга? Нет и Чудского озера. И вообще гидрография на медали весьма интересна.
В настоящее время Старая Ладога находится вдали от самого озера, хотя по всем признакам раньше Ладога стояла на берегу озера, о чем говорят и дожившие до наших дней окрестные топонимы, как например деревня Ивановский остров чуть ниже Старой Ладоги по течению Волхова, но вдалеке от него, где никакой большой воды нынче не отмечается. Эту версию подтверждают и многие историки. Предполагается, что уменьшение размеров Ладожского озера произошло из-за прорыва и образования реки Невы в 5-9 вв. н.э. До этого прорыва озеро сообщалось с Балтикой по реке Вуоксе.
Отступление:
Там же на бывшем острове в устье Волхова есть и сельцо Велеша (Велес) где раньще было капище и где, как считается, принял смерть Вещий Олег от коня своего и там же был похоронен. Вероятно там раньше находилось языческое святилище по типу Арконы на острове Рюген. Возможно отсюда объяснимо и название реки Волхов. Хотя все здесь весьма переплетено. В русских былинах Олег превратится в богатыря Вольгу, что тоже созвучно с Волхов и Волга.
Татищев полагал, что если Новгород – Новый город, то старый – ободритский Ольденбург, то есть Старград. И еще Гельмольд в «Хронике славян» сообщал: «Ольденбург, тот, что на славянском языке зовется Старигард, то есть «старый город», расположен в земле вагров, на западной стороне Балтийского моря и является пределом Славии. <…> Город же этот <…> населяли храбрейшие мужи, так как, находясь на переднем крае всей Славии, они имели соседями данов и саксов и все военные столкновения или сами первыми начинали, или, если нападали другие, принимали удар на себя».
http://chernov-trezin.narod.ru/Ladoga3.htm
Кстати, касательно этимологии названия Ладога. Считается, что др.-сканд. Aldeigja было заимствовано славянским населением и преобразовано при помощи метатезы ald → lad в др.-рус. Ладога.
Но!
Ольденбург или Рерик (нем. Oldenburg in Holstein), по-полабски Старигард — город в ФРГ, федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн, к северу от Любека, район Восточный Гольштейн. Находится на полуострове Вагрия. До XII века являлся столицей славянского племени, которое в немецких источниках известно как вагры. Данное племя входило в военно-племенной союз ободритов. По-славянски город назывался Старигард, у немецкого хрониста Адама Бременского город упомянут как Альдинбург, столица вагров, соперничавшая в торговом значении со скандинавским Хедебю. При императоре Оттоне I была учреждена Альденбургская епископия во главе с Адальдагом из Гамбурга. - ВИКИ
А еще раньше его название читалось как Aldinborg. Aldeigjuborg, в переводе со старо-норвежского (исландского), означает "старый добрый/спокойный город/замок". Вполне возможно, что с Ладогой произошло перекрестное заимствование названий и Старая Ладога и есть тот самый Старград, предшествующий Новгороду, покинутый из-за отступления береговой линии Ладожского озера.
Там же:
В Старой Ладоге нет раннего железа. Эта территория затоплена при подъеме Карельского щита и повышении уровня озера Нево (до 18 м). До VIII в. уровень Ильменя также выше современного (более 20 м). Поозерье лежит под водой (отсутствуют длинные курганы).
Заканчивается период затопления Земляного и Мысового Староладожских городищ заканчивается. (По данным гидрологии Нева потекла, размыв Ивановские высоты, около 2500 лет назад.) По материалам Е. А. Рябинина Земляное городище становится сушей только к середине VIII в.
IX в. Уровень Ладожского озера продолжает понижаться. Озеро отступает к северу. Устройство гавани в устье обмелевшей Любши, а также наблюдение за акваторией и контроль устья Волхова уже невозможны. Любшанская крепость утрачивает свое стратегическое значение, ее не восстанавливают ни Рюрик, ни Олег. В жилом слое отсутствует гончарная керамика, появившаяся в Поволховье ок. 930 г.
Летописные свидетельства о призвании Рюрика (в 862 г. по Нестору) и строительстве Ладожской крепости (на Мысовом городище для защиты гавани в устье Ладожки). Ладога на рубеже 860-х и 870-х. – первая столица Рюрика. Начало пути из Варяг в Греки и начало Древнерусского государства. Через два года Рюрик идет к Ильменю и закладывает новый город – Новгород (на Рюриковом Городище).
Если предположить, что Нева образовалась не 2500 лет назад, а именно в этот период времени, то объясняется и появление в устье Волхова "заморских гостей", ненадолго задержавшихся в Старой Ладоге именно по причине продолжающегося понижения уровня Ладожского озера.
Википедия отодвигает эти события еще дальше:
В районе Ладожского озера суша поднималась быстрее, и озеро со временем превратилось в замкнутый водоём. Уровень воды в нём стал подниматься, и когда он превысил уровень водораздела, озёрные воды, затопив долину реки Мги, прорвались в долину реки Тосны. В месте прорыва образовались пороги — нынешние Ивановские пороги на реке Неве. Таким образом, 4 тысячи лет назад возник пролив между Ладожским озером и Финским заливом, ставший долиной реки Невы, а реки Тосна и Мга стали её притоками. - ВИКИ
Естественно, официальная наука пока не отказалась от теории пресловутого ледникового периода, хотя гораздо логичнее выглядит следующая ситуация:
Вначале было пресноводное Анциловое озеро:
Потом в результате катастрофы произошел прорыв океанской воды через Датские проливы и образовалось Литториновое море, практически идентичное Балтийскому:
Затем, переполнившееся притоками Ладожское озеро прорвалось рекой Невой в Финский залив.
И еще из ВИКИ о Волхове:
В летописи неоднократно указывалось на то, что Волхов может течь «на възводье», то есть вспять. В частности это случилось в 1176 году:
Въ лЂто 6684 [1176]. Иде Вълхово опять на възводье по 5 днии.
Это связано с подпором течения Волхова водами притоков при низком уровне воды в Ильмене.
Но, возможно, это связано с тем, что озеро Ильмень и Ладожское озеро связаны Волховом, как сообщающиеся сосуды. И в те времена еще не было прорыва Невы и уровень воды в Волхове был выше, направление его течения периодически менялось на обратное. И Волховских порогов, скорее всего, тогда еще не существовало, что многое объясняет в плане образовния и значения Новгорода.
Во времена же Брокгауза и Ефрона изменение направления течения Волхова наблюдаются уже только со стороны Ладоги до порогов. Правда в связи с постройкой Волховской ГЭС периодическое течение Волхова вспять при низком уровне воды в озере Ильмень у Новгорода отмечается вновь.
То есть не только пороги Волхова представляли собой серьезное препятствие для Ганзейских купцов, но и Ивановские пороги на Неве. Приплюсовав к этому еще и суровый нрав самого Ладожского озера, из-за которого царь Петр был вынужден даже выкопать судоходный канал вдоль берега Ладоги аж до самго Лодейного Поля для безопасной проводки судов в Балтику с тамошних верфей, то великость "господина Великого Новгорода" на Волхове, как центра торговли, и его процветание вызывает еще большие сомнения.
В таком тягостном пути "из варяг в греки" у варягов никогда и не было необходимости. Через Неву, Волхов и Ловать уж точно нет. Если и ходили, то самый лучший путь - это Неман-Припять-Днепр или Висла-Западный Буг-Припять- Днепр. Недаром в тех местах позже прокопали Днепровско-Бугский и Огинский канал (Депровско-Неманский) каналы. И там же находится забытый историками древний Новгород (ныне Новогрудек, Гродненской области). Да и чем было торговать? Мехами и рабами? Рабов можно было пленить и на южных окраинах Руси. Нет смысла сплавлять за тысячи километров чухонцев. То же самое касается и мехов. Скандинавские белки и хорьки были глазастее русских? Не нужно выдавать желаемое за действительное. Так можно договориться до того, что варяги в Грецию норвежский палтус экспортировали и финскую сосну, пользующиеся в Средиземноморье повышенным спросом.
Насмотревшись на скандинавов, наши решили не отставать. И вот летом 2001 года в путь двинулась украинско-белорусско-российская экспедиция на ладье «Княгиня Ольга». Ладья была сконструирована на Украине «с использованием древних технологий». Вес судна составлял более 5 тонн, длина – 11 метров, а ширина – 3 метра. Оно было рассчитано на 12 вёсельных мест и оснащено прямоугольным парусом. С 12 июня по 3 июля 2001 года интернациональная команда прошла водным путём более двух тысяч километров, от Санкт-Петербурга до Киева.
Но как выясняется, на интересующем нас участке «Княгиня Ольга» тоже сработала против сторонников гипотезы о пути по Ловати. Поскольку, в городе Холм корабль поставили на платформу и по железной дороге перевезли в Смоленск. Правда, об этом руководители экспедиции в своих статьях почему-то не говорят. Только в новгородских газетах остались любопытные упоминания.
«В этом году эпопея была продолжена. Правда, тоже в несколько усечённом виде. Сначала "Княгиню Ольгу" железной дорогой перевезли в Санкт-Петербург. Там спустили на воду и отбуксировали в Шлиссельбург, символизирующий для участников экспедиции недостижимых пока варягов. А уж оттуда ладья пошла в Ладогу и Волхов»[254].
То есть эта экспедиция и Невы-то не проходила. И ещё:
«В этот же день экспедиция "Киевская Русь" покинула наш город и двинулась на Холм. Изначально остановка в Старой Руссе не планировалась, но по техническим причинам преодолеть весь путь из варяг в греки по воде, как в старину, невозможно. Поэтому от Холма до Смоленска ладья поедет по железной дороге и уже от истоков Днепра пойдёт через территорию Белоруссии в Киев»[255].
Ну вот вам и практический опыт. Что и требовалось доказать.
Но вернемся к Константину Б(П).
Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии — рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову.
Здесь понятно - кривичи, лендзанины (поляне или поляки), а под прочими "славиниями" понимай, кого хошь. Непонятно только в каких таких горах можно рубить моноксилы в верховьях Днепра? Кроме Валдайской возвышенности, откуда берет свое начало Днепр, никаких гор там нет. Да чтобы и саму возвышенность принять за горы нужно обладать большим воображением.
Если же Константин не ошибался с горами, где рубят моноксилы для последующего их сплава, то единственные горы в восточной Европе, подходящие для такого описания - это Карпаты. И в этом случае под вопрос попадают как притоки Дуная, в частности из крупных Морава и Тиса, так и реки Днестр, Южный Буг и Прут.
Что касается Днестра, то он порожист своими перекатами еще больше, чем Днепр.
Всех таких перекатов в горной части Д. в пределах России насчитывается 64, и сверх того, 23 переката в нижней песчаной части. Глубина на этих перекатах в их естественном виде нередко составляет не более 9 верш., причем как собственно мелководье, так и сама крутизна и быстрота перекатов, которые именно при низкой воде достигают наибольшего своего размера, составляют весьма серьезное затруднение судоходству. Кроме этих перекатов, русло Д. просекается у г. Ямполя гранитной грядой, образующей пороги Ямпольский и Кладки, которые до произведенной на них расчистки были крайне опасны для судоходства и проходимы для судов только при возвышенном уровне воды. - БиЕ
Порожист также и Южный Буг ( «Бугские пороги» (Печерские) в районе села Печера, Мигейские, Богдановские, Бугский Гард., а также осередки-острова (с рукавами-воложками)), хотя он, как и Днепр берет свое начало не в горах, а из болота на Волыно-Подольской возвышенности.
Моноксил
Византийский челн - однодеревка; долбленая русская однодеревка. Моноксилами в древней империи называли обычные долбленки, т. е. средства передвижения по воде, которые выдалбливались из ствола одного дерева.
К данному типу судов относили линтерны, линтрикулы, альвеусы, скафы и скафулы, барки, мускулусы, просумии, гесеореты, таламеги и пр. Как правило, они использовались для перевозки мелких партий грузов или в качестве спасательных шлюпок.
Многоместная байдарка, однако. Вдобавок - одноразового использования.
Тот же Константин Багрянородный:
«... Их вытаскивают и продают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их»
Я так думаю, что в обратный путь вверх по течению "кривитеины" и пр. отправлялись уже пешком, либо на лошадях, вырученых от продажи моноксилов. То же касается и купцов-коробейников, отправляющихся со своими котомками во все тяжкие через пороги в полудневом направлении. Обратно они свои моноксилы против течения через пороги уже не тащили.
Следует принять во внимание и тот факт, что до постройки плотин и водохранилищ течение Днепра было гораздо стремительней, а также, что берега Днепра у тех же множественных прогов далеко не пологие, а изрыты оврагами, буераками и скалами. Бурлачить там нет никакой возможности.
Мое детство и юность прошли на Дону. Что-такое моноксилы (долбленки) и на что они способны я знаю не понаслышке.
В силу своїх технологічних особливостей вони не завжди слухняні, їх форма з видовбаної суцільної верби (ще потім розширена за допомогою старовинних технологій) не ідеальна як у байдарки. Під час сплаву, як це не дивно приходилося боротися з вітром та хвилями.
На великій воді вітер зустрічаючи супротив від бортів човнів та фігур гребців іноді на диво заважав веслувати та тримати курс. А хвилі, смішно сказати, в 10-15 см. які підіймав вітер на великій воді становили певну загрозу, тому що деякі з наших човнів мали всього кілька сантиметрів над "ватерлінією".
Сплав за течією не такий важкий як повернення проти течії. Проте ми спробували перевірити яким може бути шлях назад. Виявилося, що Удай дозволяє пливти проти течії, але така мандрівка забрала би в нас набагато більше часу та сил. В деяких вузьких місцях з стрімкою течією прийшлося б добре попрацювати, особливо беручі до уваги, що порослі очеретом береги не завжди дозволяють тягнути човни мотузкою пішими людьми з берега.
В общем челнок - он и есть "челнок".
Впечатляющим аргументом против отождествления днепровского маршрута с путем «из варяг в греки» служит наличие двух транзитных путей, пересекающих Днепр у Киева и Смоленска, между которыми на берегах этой реки практически отсутствуют свидетельства оживленного движения людей и грузов в указанное время.
На исторических картах славянского Поморья для рубежа I-II тыс. н.э., охватывающих территорию современной Германии и Польши, можно обнаружить топонимы, соответствующие одному из главных топонимов русской летописи: "Новград", "Ноград", "Новгард" и т.д. Россыпь «новых городов» тянется от Балтийского моря до Черного вдоль всего дунайского пути. Здесь же мы найдем Ростов/Росток, бесконечное количество "Вышгородов", "Вышеградов", "Чернграды" и др. Что касается «исключительно русского» топонима "Киев", то уже ПВЛ указывает его близнеца на Дунае. В действительности же, как показал болгарский филолог Н.П.Ковачев, не считая Куявии, только в письменных источниках X-XIII вв. на территории Балкан, Центральной и Восточной Европы существовало около семи десятков "Киевов". Немало насчитывается и "Переяславлей", протянувшихся с Дуная до Верхней Волги, начало которым дает знаменитый болгарский Переяславль/Преслав.
В связи с этим следует отметить чрезвычайно любопытную для историка на нижнем течении Дуная в районе его правого притока Олта/Альта группу древних городов — Хорсов, Новград, Гюргев, Тутракан и Русе, причем последний в своем древнем написании представляет хорошо знакомую нам по летописи «Русь»; выше по Олту — Чернград, южнее — Преслава/Переяславль. Другими словами, на Дунае мы обнаруживаем компактную группу древнеславянских (древнерусских?) городов-двойников наших летописных городов в Поднепровье. Как показывают археологические находки, все они возникли здесь безусловно до X-XI в. и не могут своим появлением быть основаны переселенцами из киевской Руси в монгольское время, как то пытались объяснить некоторые историки.
А.Л.Никитин, ОСНОВАНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ, Мифологемы и факты, АГРАФ, Москва 2001
Может быть Константин перепутал Днепр с Дунаем?
Самым замечательным является то, что путь из Северной Европы в Средиземное море и в Константинополь был хорошо известен историкам и археологам, его не надо было открывать заново. Вяземский П.П. (Две статьи. Воронеж, 1893), изучивший сведения европейских хронистов и свидетельства скандинавских саг, обратил внимание на то, что для жителей северных стран заселенные славянами берега Одры (Одера) и Лабы (Эльбы), служили оживленными торговыми магистралями, связывающими берега Балтики с Центральной Европой.
Отсюда, из Чехии и Баварии, начинался путь на юг по Дунаю до современного Дьера на Рабе, откуда, повернув на юго-запад, через Каринтию (в те времена тоже была заселена славянами) можно было выйти к современному Триесту на Адриатике, чтобы через Венецию направиться к Риму, или, продолжая спускаться по Дунаю, выбрать один из двух путей, начинающихся от Белграда: на Ниш, Средец (София), Филипполь (Пловдив) и Адрианополь по старой "Трояновой тропе", которая заканчивалась на берегу Босфора, или же, следуя правым берегом Дуная – до современной Силистры (древнего Доростола), затем очутиться на берегу Черного моря – в Констанце. Сам того не зная, Вяземский указал древнейший трансевропейский путь, освоенный еще в эпоху неолита. - Ошибка древнего географа, Вокруг Света, №12 (2554) | Декабрь 1986
Верхний Дунай в конце XIX века
За Пассау начинается теснина, тянущаяся на пространстве около 120 км до Кремса и образуемая с одной стороны отрогами Чешского Леса, Грейнервальда и Мангартсвальда, а с другой — северными отрогами Альп (Заувальд). Здесь в теснине под городом Грейном русло Дуная завалено камнями и загромождено островками, образующими известные пороги Штрудель; вода делится на бешеные потоки вокруг острова, на котором стоит в развалинах старинный замок Верфенштейн, и стремительно несется в общем русле, сильно сузившимся здесь. В прежнее время масса воды ударялась в большую отдельно стоявшую скалу Гаусштейн и образовывала страшный водоворот; но в 1854 г. скала была взорвана и путь через пороги перестал представлять затруднения. Близ Кремса Дунай выходит из горных теснин, разливается широкой скатертью и делится на множество рукавов, между которыми заключаются низменные острова, покрытые густой травой и поросшие ивами.
Из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. — СПб, 1893.
Ибс-на-Дунае (нем. Ybbs an der Donau) — город (нем. Stadt) в Австрии, в федеральной земле Нижняя Австрия.
Город был основан в 1317 году. Ибс-на-Дунае стоит на границе двух дунайских областей — Нибелунгенгау, широкой и равнинной долины между Ибсом и Мельком и Штруденгау, некогда бурном и порожистом участке Дуная, зажатым между скалами и расположенным выше Ибса. В середине XX века самые опасные пороги были взорваны, а чуть выше Ибса была построена плотина ГЭС Ибс — Перзенбойг. Образовавшееся водохранилище затопило остальные пороги и сделало этот участок Дуная судоходным.
Ниже Белграда между Смередово и югославо-румынской границей в Дунай впадает правый приток Морава (1103 км от устья Дуная). Под Молдова-Веке спокойное равнинное течение реки нарушается, Дунай попадает в гранитные объятия Карпат и Балкан и пробивается через теснину Катаракты (по-румынски — водопады, пороги). Здесь левый берег принадлежит Румынии, правый — Югославии. Самое узкое и глубокое место в Катарактах — ущелье Казаны. В I в. римский император Тиберий построил вдоль правого берега Дуная дорогу через Катарактскую теснину. Большое стратегическое значение дорога Тиберия получила позже, когда другой римский император Траян продлил ее дальше, через Казаны. Здесь, у входа в Казаны, на отвесной скалистой стене находится хорошо сохранившаяся памятная доска Траяна — «Tabula Traiana». Ущелье Казаны кончается, и ниже румынского порта Оршова (955 км от устья) начинается наиболее труднопроходимый для судов участок Катаракт — Железные ворота (по-сербскохорватски — Джердап). Прохождение судов на этом участке было крайне опасным и возможным только при высокой воде. Поэтому еще древние римляне соорудили здесь первый обводной канал. В конце прошлого столетия вдоль правого берега был проложен новый Сипский канал длиной 2 км. Позже вдоль канала построили железную дорогу, по которой паровозы тащили на буксире суда, идущие вверх по Дунаю. Вот такой сложной была проблема судоходства на этом участке до сооружения в 1971 г. Джердапской плотины. После строительства плотины опасный участок попал в зону подпора от плотины и был затоплен.
"Не любо сидеть мне в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае. Там средина земли моей. Туда стекается все доброе: от греков — золото, ткани, вина, овощи разные; от чехов и венгров — серебро и кони, из Руси — меха, воск и мед." - Святослав Игоревич
Русский князь <Святослав, сын Игоря и Ольги> настойчиво стремился овладеть бассейном Дуная, чтобы надежно обеспечить путь "из варяг в греки". - Битва при Доростоле
На Ивана Купала украинские девушки поют:
"Уси дивки Дунай переплили,
Дивка Марена в Дунаи втопилась"
Где Украина, пусть и Западная, и где Дунай?
Если говорить о пути "из Варяг в Греки", то путь по Днепру - самый неудобный, который можно было ТИ придумать. Не только днепровские пороги, но и волховские, выше Старой Ладоги, на пути к богом забытому в лесах и болотах "великому Новгороду" отобьют охоту к транспортировке товаров этим маршрутом у любого, мало-мальски соображающего как свести дебет с кредитом, купца.
Ну, вот, например:
по Одеру вверх через Переяславль (ныне Вроцлав, быв. Бреслау) до Остравы (помните, "русы живут на острове") там переволок на р.Мораву, впадающую в Дунай (там же Киев, занимает стратегическое торгово-логистическое положение на водоразделе), по Дунаю - до Черного моря и т.д.. Путь идеальный, практически по равнинам, обходя горные перепады высот. Навигация дольше, чем на Неве, расстояние меньше и т.д..
Вторичный, альтернативный путь - вверх по Эльбе - Влтаве - Дунаю. Этот путь хуже - есть горные перевалы, горные реки и т.д..
Для пути "из варяг в греки" почему-то кажется более убедительней сплав по Дунаю (я на этой речушке живу, преспокойнешая должен вам заметить) от Братиславы и последующий каботаж до Босфора вдоль "Златы Пясцы", чем перетаскивание ладей через многочисленные днепровские пороги под прицелом ногайцев. И во имя чего? Чтобы потолкаться у неприступных стен Царьграда, кусая локти, приколотить свой щит к его воротам и убраться восвояси, разграбив пригороды (Галату)?
До потопа (прорыва Босфора), три реки Дунай, Днестр, Днепр сливались в одно разветвленное устье. Отсюда возможна и путаница и разночтения в летописях. Плыли в Киев, а попали в Вену, или в другой Киев, который на Дунае.
При перепечатке и публикации ссылка на сайт обязательна © 2007-2013 Andreas Tschurilow