Датировка списков римских консулов
В то время, как в республиканский период консулы «годовали», с 5 года до н.э. появляются т.н. консулы-суффекты и длительность правления всех консулов начала сокращаться, причем к концу I в. н.э. она составляла уже только 2-3 месяца. Тем не менее все они считались эпонимами. В отличие от монументальных эпитафий, в повседневной жизни, как-то присвоение гражданства, долговые расписки, завещания, договора купли и продажи (большей частью на территории Италии) упоминались не консулы данного года (consules ordinarii), а именно суффекты, особенно в провинциях. Упоминаемые на восковых табличках из Помпей консулы, скорее всего, и есть суффекты, которых с учетом отнюдь не большого разнообразия имен у ромейских граждан было превеликое множество. Более того, те из граждан, получившие свое гражданство от одного из цезарей, перенимали в свое имя его преномены и родовое имя (nomen gentile). Поэтому различать, кто есть кто в той или иной надписи почти всегда сопряжено с полетом индивидуальной фантазии. Кроме того на монументальных эпитафиях упоминали consules ordinarii даже тогда, когда срок их правления давным давно закончился, поэтому точная датировка по консулам вовсе не всегда возможна.
Одну из эпиграмм в Помпеях датировали еще в XIX веке 77 г. н.э., т.е. за два года до гибели города. Датировали по консулам. CIL IV 1852
C. PVMIDIVS. DIPILVS. HEIC. FVIT. AD NONAS OCTOBREIS. M. LEPID. Q. CATVL. COS «К. Нумидий Дипил был здесь 5 октября, в консульство М. Лепидия и Кв. Катулла»
Но такие консулы в паре встречаются в списке не в 77, а в 78 году, причем до н.э. Неужели стены не ремонтировали целых сто лет? Или Помпеи погибли до н.э.? Я насчитал 16 консулов М. Лепидиев за период с III в. до н.э. по III в. н.э. Если взять еще и вариации этого имени, то будет раза в два больше. Однозначных Кв. Катулов в списке меньше, всего четыре, но разброс во времени такой же. Насколько можно быть уверенным, что все они не дубликаты?
Георгий Агрикола (1494—1555) описывая извержение, якобы погубившее Помпеи и Геркуланум, считает, что оно произошло когда император Тит Веспасиан Август в 7-ой и Флавий Домициан в 7-ой раз были консулами. Во всяком случае такую цитату приводит Джулиани.
«...maximum incendium, quo postea arsit Tito Vespasiano A. VII. Fl. Domitiano VII. Coß. rupto enim vertice primum saxa eiaculatus est altius.»
А в немецком переводе Эрнста Лемана начала XIX века консульская нумерация в этом отрывке отсутствует и фраза имеет буквально следующий вид:
«... жуткое извержение, которое несколько лет спустя, при консулах Веспасиане и Фл. Домициане, повергло окрестности в страх и ужас...»
Но, согласно традиционной истории, в 79 году консулом в седьмой раз был только брат Домициана Тит, а сам Домициан получил седьмое консульство лишь в 80 году. Следующий 81 год не отмечен именами Тита и Домициана в качестве консулов вовсе, что для этой семьи выглядит более, чем странным. Так же странно, что Веспасиан не был обожествлен в течение приблизительно шести месяцев после его смерти. Например, монеты Домициана (сына Веспасиана) включают DIVI F(ILIUS), сын «божественной жертвы» вместе с титулом цезаря, только начиная с периода, когда Домициан был консулом в седьмой раз (80-81 гг.?).
Списки консулов Римской республики дошли до нас в трех редакциях эпохи Августа: а) Fasti Capitolini (Капитолийские списки), установленные на форуме между 36 и 30 гг. до н.э. Текст их сохранился лишь частично; пропуски могут быть заполнены при помощи более поздних источников, таких, как «Летописец 354 г. н.э.», так называемые "Fasti Hydatani", составленные в 468 г. н.э., и «Пасхальная летопись», сочиненная по-гречески в 630 г. н.э.; б) «История» Тита Ливия, а для утраченных частей его труда — список консулов летописи Кассиодора, изданной в 519 г. н.э.; в) римские эпонимы для 486—302 гг. до н.э. у Диодора (XI—XX). Ср.: Ed. Meyer, Kleine Schriften, II, 1924, с. 288. Списки консулов вышеупомянутых летописцев содержатся в "Chronica minora", I—III, hrsg. v. Th. Mommsen, 1892—1898. См.: T.R.S. Broughton, The Magistrates of the Roman Republic, I—II, Suppl., 1951; A. Degrassi, I Fasti Consolari dell' Impero Romano dal 30 c. C. al 613 d. C., 1952.
Согласно Теодору Моммзену (1817 - 1903) немецкому историку, лауреату Нобелевской премии за труд «Римская История», датировка списка консулов Fasti Capitolini - фундамент всей традиционной истории... Возникает правомерный вопрос, насколько можно доверять самим этим фастам. Считается, что фрагменты древнеримских Fasti, которыми пользовались Сигоний и Панвинио были обнаружены ими в 1546 году во дворце Консерваторов в Риме. Сам дворец Консерваторов построен в XV веке по проекту Микельанджело. По другим сведениям фасты нашли случайно на римском форуме в 1547 году, когда обустраивали печь для обжига извести (вероятнее всего покапывали на форуме в поисках мрамора для этой самой печи). Каким-то образом в этом деле участвовали кардинал Фарнезе (внук папы Павла III, возглавивший после его смерти Тридентский собор, финансировал орден иезуитов, последние годы жизни был кардиналом-деканом, т.е. вторым после папы лицом в РКЦ, участвовал в разработке Григорианской календарной реформы) и сам Микельанджело, который реставрировал находки и разместил их в «своем» дворце Консерваторов на Капитолийском холме. Еще пару обломков нашли на форуме во-время раскопок в 1817/18 гг.
Нужно отметить, что реставрация происходила в одном из частных дворцов Фарнезе, подальше от посторонних глаз, поэтому сомнения в идентичности, выставленных только через два года во внутреннем дворе дворца Консерваторов, мраморных обломков в микельанджеловской оправе начали возникать уже у современников находки. Эти фасты в 1550 году первым расшифровывал и опубликовал профессор университета Болоньи, гуманист, Карл Сигоний автор фундаментального труда по истории западной римской империи в 20-ти томах. Ему же папа Григорий XIII поручил написать историю христианской церкви, но он ее так и не закончил, умер в 1584 году. Видимо сказалось публичное разоблачение «Consolatio» (подделки Сигония, приписанную им Цицерону и вышедшей в Венеции годом раньше), подмочившее его репутацию. После этого случая, ко всем предыдущим работам Сигония, по мнению некоторых исследователей, следует подходить с известной долей осторожности и скептицизма.
Затем публикует свою работу на эту тему и флорентийский профессор-теолог, папский библиотекарь, Онуфрий Панвинио, пытаясь привязать капитолийские фасты к фастам Тита Ливия. Более того, желая угодить сильным мира сего, он выстраивает генеалогическую связь родов Фарнезе и Колонна с античными римлянами, продолжив капитолийские фасты больше, чем на 1000 лет, вплоть до Карла V.
Допустим, что списки консулов во дворце Консерваторов подлинные, но вот их датировка... она проводилась методом втыка, т.е. сопоставления набора похожей на хронологическую, информации, взятой из сомнительных литературных источников таких авторов, как:
По свидетельству Корнелия Непо, Аттик трудился над liber annalis, куда он скрупулезно записывал все исторические события, а также занимался составлением генеалогических древ влиятельных римских патрициев. Ничего этого не сохранилось. Сохранилась его объемная частная переписка с Цицероном. Он также якобы был первым издателем (I век до н.э.!) Цицерона.
Труды его до нас не дошли. О нем мы знаем только по свидетельствам Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского. Тит Ливий «плевался» на него, считая, что тот все переврал, но, тем не менее, включил текст Лициния в «свою историю». Что касается Дионисия, то его критики замечают, что автор в своем сочинении предстает более ритором, искусным оратором, чем историком. В ущерб гладкому повествованию Дионисий подгоняет факты, и может быть даже придумывает их.
Перевод с древнегреческого на латинский язык первых 11 томов Дионисия был выполнен в 1480 г. неким Лапусом по заказу папы Павла II с манускрипта X века. На оригинальном же греческом его труд был опубликован только в 1546 г. в Париже.
Последний признан даже официальной наукой невызывающим доверия, а ведь именно его, большей частью, компилировали Тит Ливий и Дион Кассий. Кроме того его речь содержит лишь отдельные древнелатинские слова и никоим образом не выглядит архаичной для помещения ее в «до н.э.» А если разобраться, то выходит, что он, скорее всего, поздняя подделка.
И куда тогда прикажете девать самого Тита Ливия?
Первое печатное издание трудов Ливия появилось в Риме предположительно в 1469 году (на самом деле год на книге не указан). В этом издании не хватало книг 41-45, которые появились только в Базельском издании 1531 года. Недостающие книги были допечатаны с единственной сохранившейся рукописи, которая к тому времени чудесным образом обнаружилась в монастыре Лорш (Германия), а теперь хранится в Вене.
Ученик Витторино да Фельтре (Vittorino da Feltre) (1378—2.2.1446), итальянскиого педагога-гуманиста, Джованни Андреа Бусси, позже епископ, осуществил в 1469 г. вместе с римскими печатниками Свенхаймом и Паннартцем первое типографское издание Тита Ливия; он издавал и других античных классиков. Большой интерес гуманистов к Титу Ливию, проявленный еще Фр. Петраркой, позже Л. Валлой, нашел достойное завершение в трудах Витторино по подготовке научного издания римского историка и в напечатании его труда учеником Витторино Бусси. Другой ученик Витторино, правитель Федериго Монтефельтре, устраивал у себя в замке публичные чтения Ливия.
Но кто "нашёл" рукописи Тита Ливия? Конечно Поджо! Ну кто его не знает? Или же его учитель Петрарка.
Цитата
Петрарка проявлял интерес к античной культуре, одним из первых начал разыскивать и собирать древние манускрипты, иногда собственноручно их переписывал. Он воспринимал книги как своих друзей, беседовал с ними и их авторами. Он писал их сочинителю (Цицерону, Квинтилиану, Гомеру, Титу Ливию) письма в прошлое, тем самым пробуждая у читателей интерес к древности в обществе. Итальянские гуманисты 15 в. (Поджо Браччолини и др.) продолжили дело Петрарки, организовав широкий поиск книг (в монастырях, городских канцеляриях) не только латинских, но и греческих. За ними ездили в Византию Джованни Ауриспа, Гуарино да Верона, Франческо Филельфо и др. Собирание греческих книг, ценность которых уже осознавали даже не знавшие по-настоящему греческого языка Петрарка и Боккаччо, повлекло за собой необходимость его изучения и приглашению во Флоренцию византийского ученого и общественного и церковного деятеля Мануила Хризолора, преподававшего в 1396–1399 во Флоренции. Из его школы вышли первые переводчики с греческого, лучшим из которых стал Леонардо Бруни, переводивший сочинения Платона и Аристотеля. Интерес к греческой культуре возрос с переездом в Италию греков из осажденной турками Византии (Феодора Газы, Георгия Трапезундского, Виссариона и др.), прибытием на Ферраро-флорентийский собор Гемиста Плифона. Греческие и латинские рукописи переписывались и сохранялись в возникавших в этот период библиотеках, крупнейшими из которых были папская, библиотека Медичи, Федериго Монтефельтро в Урбино, Никколò Никколи, Виссариона, ставшего кардиналом римской церкви.Так был создан обширный фонд античной классики и раннехристианских авторов, необходимый для разработки гуманистический идей и учений. - Нина Ревякина, Энциклопедия "Кругосвет".
Но в прошлое ли писал свои письма Петрарка?
Может письма были адресованы историку Титу Ливию Фруловизи [Titus Livius Forojuliensis], приглашенному в Англию герцогом Глостером для написания английской истории и оставшемуся странным образом, по сравнению с другими гуманистами, в тени?
P.S.
Это также точно, как то, что Юлия Цезаря убили 15 марта 44 года до нашей эры!
- А тебе это откуда известно? - протяжно вздохнул штурман.
- Что? - не понял я.
- Про Юлия Цезаря!
Вот как! Новенький не уставал удивлять.
- Это всем известно!
- Говори конкретно за себя! - Завьялов сделал ударение на последнем слове.
Опять ему не так! К чему он клонит?
- Из книг по Древней истории! - этот форменный допрос начинал злить. - Римская хронология, вообще, самая достоверная!
- Она случайно не основана на датировании по консулам? - штурман развернул кресло ко мне.
- Ну да! Это датирование употреблялось ещё в пятом веке, - а ты не полный профан как остальные. Но и я знатоком не зря слыву. - Дионисий, который и предложил эру от Рождества Христова, датировал своё "Вычисление пасхалий" годом консула Проба Младшего. И там же он 562-й год ставит в соответствие двадцать первому году после консульства Василия. Дальнейшее, имея полные списки консулов за тысячу лет от Брута и Коллатина до этого Василия, дело техники!
- А ты сам когда-нибудь заглядывал в эти списки? - кажется, Завьялову было просто любопытно.
Я замялся - хронологические таблицы наводили на меня тоску.
- Похоже, что нет, - глаза штурмана загорелись знакомым недобрым огоньком. - А чтение преинтереснейшее! Можно, например, увидеть бесчисленные пропуски, заполненные безымянными военными трибунами с консульской властью. Или что списки кончаются 337-м годом нашей эры. Резонный вопрос - где консулы следующих двухсот лет? И самое главное: где, кем и когда эти списки были впервые составлены?
Тут новенький промахнулся.
- Списки римских консулов, - услужливо подсказал память, - дошли до нас в Капитолийских фастах и в "Истории" Тита Ливия!
- "Почтенному Ливийцу", - Завьялов скептически хмыкнул, - и сами историки доверяют с большой осторожностью, считая его труд всего лишь историческим романом. Что до фаст...
Штурман нахмурил брови и задумался на десяток секунд.
- Фасты... Фасты впервые изданы в шестнадцатом веке Сигонием. Работа его, по мнению источниковедов - результат кропотливого труда и замечательного остроумия, что в переводе с научного означает - подготовляя фасты к печати, Сигоний приводил их в порядок, редактировал и дополнял. Всё бы ничего, но это тот самый Сигоний, который как бы "в шутку" фальсифицировал римские рукописи!
Завьялов с довольной физиономией откинулся на спинку кресла. У меня внутри всё кипело.
- Есть и другие источники!
Как жаль, что книг под рукой нет!
- Да, есть, - спокойно ответил штурман. - Из них известно, что Диоклетиан ввёл в Египте датирование по консульскому году. Не означает ли это, что и вообще датирование по консулам было введено только при Диоклетиане? И про "Царский канон Птолемея" не надо рассказывать! Потому как в нём список властителей продолжается до падения Константинополя в 1453 году! Остальные известные источники относятся, самое раннее, к пятому - седьмым векам нашей эры. А теперь, - Завьялов направил на меня указательный палец, - включаем мозги! Компьютеров тогда не было. Надёжных материалов для записей тоже. Ближайшая летопись составлена через шестьсот лет. Шестьсот! И после этого ты будешь утверждать, что всем известно, когда убили Юлия Цезаря?
Ответить на вываленную кучу непроверяемых фактов и домыслов было нечем - запас знаний не позволял.
(c) Экспев Терн. Пилот. Журнал "Самиздат"
При перепечатке и публикации ссылка на сайт обязательна © 2007-2013 Andreas Tschurilow